10
З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й Осень 2012
ландшафта и применения новей-
ших технических решений. Фор-
мы оболочек из гнутых стержней
клееной древесины организуют
воздушные потоки, обеспечивая
кондиционирование воздуха.
Все ближе к использованию вы-
соких технологий «экологическая
архитектура», включающая ши-
рокий спектр поисков: от возрож-
дения форм традиционного на-
родного жилища до упомянутых
построек хай-тека, который вос-
требован для решения экологи-
ческих проблем и все больше рас-
пространяется как экотек.
В конце ХХ века благодаря высо-
ким технологиям стекло вновь от-
крыто как экологический, эффек-
тивный материал. Технология его
изготовления обеспечивает проч-
ность материала, различные све-
топрозрачные покрытия и много-
слойность гарантируют заданные
тепло- и светотехнические свой-
ства.
В архитектуре Хельмута Яна
стекло стало основным строитель-
нымматериалом.
Прозрачность поверхностей, их
блеск, бесчисленные отражения,
чистота линий создают ощущение
абсолютной новизны.
Стеклянную архитектуру соз-
дает Сезар Пелли. Его небоскребы
из металла и стекла, сочетающие
современные технические реше-
ния со свободой художественных
трактовок,– синтетическое порож-
дение высоких технологий и эсте-
тики постмодерна.
Технологии проектирования
и производства работ все больше
и больше определяют успешность
осуществления архитектурных
идей.
В качестве примера упомянем
проектирование и строительство
зданий Оперного театра в Сиднее
(Австралия, архитектор Йорн Ут-
зон, 1973 год) иМузея Гуггенхайма
в Бильбао (Испания, архитектор
Фрэнк Гери, 1997 год).
Разработка и строительство еще
более сложных, чем у театра, форм
оболочек здания музея стали воз-
можны благодаря компьютерному
комплексу CAD/CAM, ускоривше-
му все проектно-строительные ра-
боты в несколько раз.
Согласно Европейской хартии
о солнечной энергии в архитек-
туре и строительстве «несущие
конструкции и оболочки зда-
ний должны быть более долго-
вечными, чтобы гарантировать
эффективное использование ма-
териалов, труда и энергии и ми-
нимизировать стоимость ликви-
дации отходов. Следует добиться
оптимального соотношения меж-
ду продукцией или вложенной
энергией (также известной как ма-
териализованная энергия) и дол-
говечностью». Очевидно, что ре-
шение этой задачи, прежде всего,
в сфере технологий.
Ориентация «экологической ар-
хитектуры» на ценности приро-
ды, изучение и учет климатиче-
ских и социально-экономических
условий по существу сближают ее
принципы с философией устойчи-
вого развития.
Климатические особенности из-
давна учитывались на Руси при
организации систем вентиляции
и отопления храмов и жилищ.
Системы естественного провет­
ривания и энергосбережения уже
традиционны в творчестве совре-
менных малоазийских архитекто-
ров, исповедующих экологические
подходы.
Лидером в этом направлении
стал Кен Янг, развивающий идеи
«биоклиматического» небоскре-
ба. Его постройки словно сплав
естества природы и искусствен-
ности архитектуры. Густая зе-
лень, покрывающая здания, выде-
ляет кислород, а сложные формы
пространственной структуры по-
стройки, многочисленные козырь-
ки и навесы, улавливающие воз-
душные потоки, обеспечивают
вентиляцию, охлаждение и про-
грев воздуха.
Национальный музей искусства,
Осака (Япония)
Оперный театр,
Сидней (Австралия)
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...72