9
З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й
Осень 2012
Н
еисчерпаемость темы
изначально заложена
в прогрессе как гаран-
те, инициирующем
развитие технологий. Техноло-
гическая изменяемость прони-
зывает деятельность по созданию
архитектуры, охватывая проек-
тирование, разработку инженер-
ных систем, строительство и экс-
плуатацию объектов.
В начале 80‑х годов ХХ века впер-
вые одно из направлений архитек-
туры получает имя хай-тек (high-
tech). Это направление в числе
других олицетворяет «новатор-
скую архитектуру». Деконструкти-
визм, новый минимализм, раз-
личные линии хай-тека (лайт-тек,
лоу-тек, экотек), нелинейная ар-
хитектура, критический региона-
лизм становятся символом нового
в стилистическом разнообразии.
Постепенно хай-тек эволюцио­
нирует от направления, «мета-
форически использовавшего ви-
зуальные признаки техномира,
выделяя скрытые обычно систе-
мы инженерного жизнеобеспече-
ния здания, придавая им наро-
чито драматизированную форму,
определяемую не столько техни-
ческой целесообразностью, сколь-
ко образным смыслом» (Иконни-
ков А.В. Хай-тек // Архитектура
и градостроительство.– М.: Строй-
издат, 2001.– С. 632), к сдержан-
ности в демонстрации внешних
признаков и использованию до-
стижений технологий в создании
конструкций и «свойств» самих
зданий, новейших строительных
и отделочных материалов.
Очевидны эти отличия при
сравнении двух зданий, распо-
ложенных в Берлине: Центра
международных конгрессов (ICC)
(архитекторы Ральф Шюлер и Ур-
сулина Шюлер-Витте, 1979 год)
в виде «машины коммуникаций»
с подчеркнутой гиперболизацией
конструктивных элементов‑ферм
и «Сони-центра» (Sony Center, ар-
хитектор Хельмут Ян, 2000 год).
Центр международных конгрес-
сов напоминает космический ко-
рабль устаревшей модели на фоне
утонченности и изящества форм
корпусов «Сони-центра», карна-
вальной легкости перекрытия его
двора. Хай-тек, полнее и глуб-
же воспринимая и демонстрируя
технологические достижения,
предстает в своих разновидностях
и все чаще в 1990–2000‑е годы про-
является в произведениях других
направлений архитектуры.
Новаторские поиски хай-тека
опираются на культурные кон-
тексты разных эпох. Примеры
такого «симбиоза» в архитекту-
ре, т. е. сочетания переосмысле-
О Б А В Т О Р Е
Центр международных конгрессов (ICC),
Берлин (Германия)
Культурный центр Жана-Мари Тжибау,
Нумеа (Новая Каледония)
ния исторических форм архитек-
туры, новейших конструкций,
технологий и функциональных
подходов, демонстрирует твор-
чество ряда мастеров: Кисё Куро-
кавы, Сезара Пелли, Ренцо Пи-
ано. В архитектуре Культурного
центра Жана-Мари Тжибау в Ну-
меа (Новая Каледония, архитек-
тор Ренцо Пиано, 1998 год) ясно
прочитывается линия синте-
за традиционных форм жили-
ща канаков, учета природного
Георгий Васильевич Есаулов –
академик Российской академии
архитектуры и строительных наук
(РААСН), доктор архитектуры, про­
фессор, проректор МАрхИ по научной
работе, заслуженный архитектор РФ.
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...72