Тоннель Лётсберг. Реализация принципа бережливости
Спустя всего два года после открытия тоннеля обнаружилось, что техническое обслуживание и ремонт этого сооружения экономически невыгодны в долгосрочной перспективе. Расходы на обслуживание технического оборудования оказались в два раза выше издержек от основной деятельности (управление движением, потребление электроэнергии). После тщательного изучения сложившейся ситуации компания, обслуживающая тоннель, приняла решение реализовать новую технологию управления этого сооружения.
В 1994 году на референдуме по программе Alpine Initiative было принято решение о недопущении дальнейшего строительства трансальпийских автодорог и преимущественном развитии железнодорожного транспорта. Результатом этого стало появление тоннеля, который значительно повысил эффективность грузовых и пассажирских перевозок. Швейцарский транспортный узел стал еще привлекательнее за счет увеличения объема международных железнодорожных перевозок.
Наименование: тоннель Лётсберг.
Строительство: BLS Alptransit AG.
Эксплуатация: BLS Netz AG.
Протяженность:
• общая – 34,6 км;
• одноколейной дороги – 19,5 км;
• двухколейной дороги – 15,1 км.
Перемычки – 104.
Температура внутреннего воздуха – 35 °C.
Влажность: 80 %.
Трафик – 110 поездов в день (40 пассажирских и 70 грузовых поездов).
Стоимость строительства: 4,4 млрд швейцарских франков.
Завершение основных строительных работ: 2005 год.
Торжественное открытие и ввод в эксплуатацию: июнь 2007 года.
Сооружение тоннеля Лётсберг протяженностью около 34 км проводилось в период 1999–2007 годов. Цели, которые строительная компания поставила перед собой, были выполнены: тоннель был сдан в срок, а расходы на его сооружение не превысили выделенного бюджета, за что компания получила премию.
Готовый тоннель был передан компании, осуществляющей техническое обслуживание.
Тоннель был построен с использованием большого количества защитных систем и железнодорожного оборудования. Он представляет собой очень сложное сооружение, которое должно обеспечивать надежную и безопасную эксплуатацию круглые сутки на протяжении всего года. Отказ какого-нибудь одного компонента может означать сбой работы всего комплекса.
Тоннельная перемычка, в которой установлено до 15 шкафов автоматики
В подсистемах водоснабжения, освещения, мониторинга состояния низковольтных сетей, управления дверями и проходами было задействовано более 1 000 автоматических устройств от разных производителей. Это недорогие компактные устройства, отвечающие требуемым техническим характеристикам. Некоторые из них специализированные, или проприетарные, устройства, которые не допускают программирования. Они подключаются к системе управления через межсетевые устройства, преобразователи и мультиплексоры, что, однако, не обеспечивает прямой связи между подсистемами. Запросы, направленные от одной подсистемы к другой, вынуждены проходить длинный путь на уровне управления. В результате увеличивается объем трафика данных, появляется много ложных сообщений, что может привести к сбоям системы связи. Соответственно, вырастает нагрузка на группу технического обслуживания системы. В этих условиях задача обеспечения нормальной работы оказалась практически невыполнимой.
На этапе проектирования и строительства тоннеля никто из компании-застройщика не встречался со специалистами службы эксплуатации. Из соображений максимальной экономии в систему устанавливались компоненты, которые в тот момент были наиболее доступны и дешевы. Это и привело к неизбежным конфликтам при эксплуатации тоннеля.
Спустя всего два года после открытия тоннеля эксплуатирующая компания обнаружила, что расходы на техническое обслуживание и ремонт в два раза превысили расходы на управление и электроэнергию. Компания определила, что оптимизация условий эксплуатации тоннеля может дать ощутимую экономию в несколько миллионов швейцарских франков.
В 2009 году эксплуатирующая компания приступила к разработке плана по исправлению допущенных ошибок. Предметом исследования стали закрытые и непереналаживаемые системы автоматизации. Их необходимо было заменить открытыми системами, поддерживающими широко распространенные и известные стандарты. Работы по переоборудованию приходилось выполнять в процессе эксплуатации систем. Еще одной трудностью на этом пути стала интеграция доступных систем, исполнительных механизмов и датчиков в существующие шкафы автоматики. Перед началом этого проекта компания оценила, какие системы можно использовать для достижения поставленной цели. Оказалось, что ни одно из предложенных решений, кроме Saia® PCD, не отвечает очень строгим требованиям по эксплуатации. Помимо возможности реализовать все необходимые функции регулирования и контроля с помощью свободно программируемых контроллеров, компания смогла обеспечить интегрированную поддержку и управление соответствующими подсистемами. Благодаря встроенной веб-поддержке любая подсистема получает доступ к другим подсистемам быстро и напрямую. По мнению инженеров, обслуживающих тоннель, технология Saia® PCD позволяет достичь полной прозрачности, гибкости, совместимости и открытости.
Следующие преимущества новой системы автоматизации стали решающими:
Переоборудование тоннеля было вызвано новым, бережливым подходом к системе автоматизации, когда вместо экономии любой ценой во главу угла ставится комфортная эксплуатация. Оптимизация на базе системы Saia® PCD обеспечила безопасность и достоверность данных, а также экономичное обслуживание в течение продолжительного срока эксплуатации. ●
«Сайа Бургесс Контролз Рус» – представитель Saia-Burgess в России и странах СНГ.
Saia-Burgess Controls поставляет:
• программируемые логические контроллеры;
• панели управления;
• удаленные устройства ввода/ вывода;
• системы автоматизации помещений;
• программное обеспечение;
• компоненты шкафов автоматики;
• счетчики электроэнергии;
• системы учета энергопотребления.
www.saia-burgess.ru
Тел.: (495) 744–09–10