Текущий выпуск
2 2017
Главная|Журнал|2 2017|Устойчивость архитектуры аэропорта и пути её достижения
      

Устойчивость архитектуры аэропорта и пути её достижения

Юля Куганова

Здание аэропорта относится к разряду самых экологически опасных сооружений. К числу проблем, возникающих при его эксплуатации, можно отнести ухудшение качества воздуха, воды и почвы, а также негативное визуальное и акустическое воздействие на человека. Снижение отрицательного воздействия данных объектов на окружающую среду является ключевой целью архитекторов, конструкторов и инженеров, в достижении которой применение зелёных технологий является приоритетной задачей.

Sustainability of airports architecture and ways to reach that

Yuliya Kuganova

The article describes methods of using green technologies at airports.

The airport building is one of the most ecologically dangerous constructions. Among the problems that arise during its operation, we can include quality of air, water and soil, as well as a negative visual and acoustic effects on humans. Reducing the negative impact of these objects on the environment is a key goal of architects, designers and engineers, in the achievement of which the use of green technologies is a priority.

Идеальный аэропорт будущего

Попытаемся представить, каким будет идеальный аэропорт будущего, если максимально использовать передовые экологически чистые технические решения. Терминал будет создан на основе баланса между природной средой и современными технологиями. Физические законы природы помогут спроектировать здание гармоничной формы и оптимизировать его функциональные задачи. Аэропорт будет работать с учетом реальных климатических условий окружающей среды. Для этого экологические и строительные системы будут гармонично взаимодействовать друг с другом. Например, вместо того, чтобы противостоять силе ветра, возможно использовать ее для энергоснабжения объектов аэропорта. Аналогично этому можно найти применение солнечному излучению, дождевой воде и т. п.

Форму здания должна определять не мода, а параметры климата региона, где оно расположено. Так складчатые и волнистые крыши обес­печивают без помощи климат-контроля и кондиционеров естественную вентиляцию здания, а также дымоудоление. Планировка интерь­ера тоже может играть важную роль в очищении и кондиционировании воздуха. Резюмируя сказанное, сделаем вывод: не стоит ограждать строительные объекты от природной среды – аэропорт будущего должен жить, дышать и двигаться, как живой организм, и стать частью экосистемы.

Вопросы экологии

Сегодня, когда основой технического прогресса является использование традиционных источников энергии, негативное влияние деятельности человека на окружающую среду в целом трудно переоценить. Конечно, проблемы экологического загрязнения, в частности атмосферы, игнорировать нельзя, их нужно решать.

Существует новое экологическое осознание функции современного аэропорта, которое включает способы, снижающие его вредное воздействие на климат. Эти возможности берут на вооружение управляющие и владельцы аэропортов, тесно сотрудничающие с зелёными организациями. В результате такого взаимодействия создаются терминалы, потребляющие минимально возможное количество энергии, при строительстве которых используются низко токсичные материалы и естественные источники вентиляции внутреннего воздуха и освещения помещений. В первую очередь, следует обратить внимание на природные ресурсы, расположенные в непосредственной близости от стройплощадки, такие как камень, дерево и т. п., чтобы применить их для возведения объектов аэропорта.

Ключевое значение имеет географическое месторасположение аэропорта – от этого зависит выбор источника энергии для поддержания комфортной среды в здании терминала. Аэропорт может работать, используя собственные источники тепло­электроснабжения. Так, если терминалы находятся на открытых участках, возможно использовать вет­ровую и солнечную энергию, а если рядом с морем, то энергию волн.

Зелёные технологии в аэропортах

Предлагаем примеры некоторых экологически чистых технологий, уже сегодня применяемые в аэропортах.

Энергия солнца и ветра. При размещении на территории взлетного поля аэропорта ветрогенераторов или солнечных панелей можно получать дополнительную энергию для нужд терминалов. Использование данных видов возобновляемой энергии довольно популярно во многих странах мира.

В совокупности с другими экологическими способами использования энергии для терминала можно создать здание, которое само сможет обеспечивать себя необходимой энергией для функционирования. Примером подобного терминала служит недавно введенный в эксплуатацию аэропорт Сеймоур на Галапагосских островах (остров Бальтра). При его строительстве использовались в основном материалы, оставшиеся от предыдущего здания. Терминал обеспечивают энергией вет­рогенераторы и солнечные панели. Пресную воду получают с собственной опреснительной станции, специально созданной для переработки морской соленой воды (рис. 1). Опыт, приобретённый в процессе возведения здания на острове, можно применить при строительстве аэропортов в климате нашей страны.

Энергогенерирующее остекление. Использование остекления аэропортов со специальным покрытием, разработанным американскими специалистами из компании Solar Window1, позволяет вырабатывать энергию. Пропуская через себя световые лучи, покрытие задерживает ультрафиолет, преобразовывая его в электроэнергию. Прозрачная гибкая плёнка может размещаться как на стекле, так и на пластиковой поверхности. Данное изобретение может стать хорошей альтернативой солнечным панелям, которые требуют специального места для размещения.

Переработка звука в энергию. Авиа­транспорт производит много шума и это неблагоприятно действует на здоровье людей, находящихся рядом. Снижение уровня шума, производимого самолётами, важнейшая, но очень трудновыполнимая задача. Правда, современные самолёты, уже менее шумные, чем их предшественники. Хочется надеяться, что в работы в этом направлении продолжатся.

Однако оказывается, что и от такого шума может быть польза. Недавно появился аппарат, который хоть и не снижает уровень шума, но может трансформировать звук в энергию. Корейские инженеры создали устройство – Sonea energy absorbing2 (Рис. 2), которое превращает децибелы в ватты. При небольших габаритах элемента (450x450x80 мм) и весе всего 7 кг он способен производить 240 кВт мощности от звука взлетающего самолёта в 140 дБ. Получаемая энергия совершенно не вредит окружающей среде и позволяет снизить затраты на энергопотребление.

Дождевая вода. Крышу аэропортов можно использовать для сбора дождевой и талой воды и направлять ее на технические нужды и полив растений, что позволит сэкономить значительную часть водных ресурсов.

Например в аэропорту Чанги в Сингапуре уже действует автоматическая система включения и отключения света, полива, сбора и очистки дождевой воды. Благодаря данной системе специалистам удалось создать в здании терминала огромный зелёный ковёр, представляющий все разнообразие природы тропических лесов Азии. Для вертикального озеленения было использовано более десяти тысяч видов растений, выбранных с учётом всех необходимых для их комфортного существования факторов.

Посадка деревьев и растений. Посадка деревьев в интерьере и в экстерьере зданий аэропортов способствует очищению воздуха и оказывает антистрессового воздействия на пассажиров. Кроме того деревья, посажанные вокруг и внутри зданиия, помимо улучшения качества воздуха, снижают шумовое воздействие от авиатранспорта.

Учёными давно доказан факт благоприятного воздействия зелёного цвета и натуральной растительности на психологическое состояние человека. Растения радуют глаз, легкий цветочный запах расслабляет, помогает человеку стать более терпимым и спокойным. В некоторых терминалах даже создаются специальные сады для медитации, которые помогают человеку расслабиться перед перелётом. В аэропорту Чанги организованы сады орхидей, кактусов и даже подсолнухов (Рис. 3–4).

Перечисленные способы помогают снизить энергопотребление аэропорта и способствуют превращению действующих терминалов в более экологические безопасные объекты для человека и окружающей среды. Можно добавить, что такие технологии позволяют улучшить качество микроклимата в помещениях с большим количеством людей.


комфортЗелёные технологииаэропортАльтернативные источники энергии