Текущий выпуск
№ 1 2023
Главная|Журнал|Весна 2014|Национальная стратегия внедрения зелёных технологий
      

Национальная стратегия внедрения зелёных технологий



По инициативе Комитета по жилищной политике и ЖКХ 2 апреля 2014 года состоялся круглый стол.

По инициативе Комитета по жилищной политике и ЖКХ 2 апреля 2014 года в Государственной думе Российской Федерации состоялся круглый стол по теме «Подготовка проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ».

Участники круглого стола – депутаты Государственной думы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Российской академии наук и экспертного сообщества – обсудили вопросы разработки и внедрения энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ, в отрасли промышленности, непосредственно формирующие искусственную среду обитания человека.

Председатель комитета Галина Петровна Хованская, открывая заседание, подчеркнула значимость заявленной темы и призвала всех участников рассматривать вопросы внедрения зелёных технологий с учётом новых субъектов Российской Федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В ходе заседания были заслушаны доклады Н. Г. Денисова (Комитет Законодательного собрания Краснодарского края), А. Н. Цедилина (Национальная ассоциация «Жилищная стратегия»), А. В. Бокова (Союз архитекторов России), Ю. А. Табунщикова (НП «АВОК»), В. Г. Систера (МГТУ МАМИ), Г. П. Васильева (Центр энергосбережения НИИМосстроя), А. Л. Наумова («НПО ТЕРМЭК»), П. Г. Грабовского (МГСУ), Е. И. Пупырева (ОАО «Институт МосводоканалНИИпроект»), А. С. Сигова (МГТУ МИРЭА) и т. д. Здесь мы приводим выдержки из выступлений некоторых докладчиков.


Галина Петровна Хованская


Галина Петровна Хованская, председатель Комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ

– Ещё 10 лет назад тема зелёного строительства вызывала у многих улыбку. Теперь мы уделяем этому вопросу всё больше и больше внимания и понимаем, что к применению зелёных технологий всё равно нужно прийти.
Продумывая стратегию и тактику действий в сложившихся условиях, необходимо учитывать фактор наличия двух новых субъектов. Крым и Севастополь – те регионы, в которых коммунальная инфраструктура (по данным ООН, 80 % износа было ещё семь лет назад) и жилищный фонд находятся в критическом состоянии уже многие годы. Есть проблемы с переполненными отходами полигонами, питьевой водой и т. д.
По большому счёту, здесь нужно практически всё начинать с нуля, активно используя при этом зелёные технологии. Значительный опыт применения таких технологий, например, можно перенять у соседнего Краснодарского края, который сейчас активно развивается.


Елена Леонидовна Николаева


Елена Леонидовна Николаева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ

– Начнём с того, что мы под энергоэффективностью начали понимать энергосбережение. Подмена этих понятий влечёт за собой серьёзные изменения в стратегии действий. Реализация тех важных инициатив, которые сейчас работают, в частности Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 («О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». – Примеч. Ред.), приводит на практике пока к плачевным, на мой взгляд, результатам. Почему так происходит? Строительная отрасль и система жилищно-коммунального хозяйства имеют серьёзную инерцию. Это объективно, т. к. жизненный цикл зданий очень длинный. Несмотря на то что современные технологии дают возможность повысить энергоэффективность уже существующими методами в 3–4 раза, мы, к сожалению, пока слабо ими пользуемся. Наиболее эффективно и динамично зелёные технологии применяются в индустриальном малоэтажном домостроительстве.
Нужно на государственном уровне разработать меры по экономическому стимулированию строительства с применением современных зелёных технологий. Внедрение современных энергоэффективных и экологичных технологий должно закладываться не только на стадии реконструкции, но в первую очередь на стадии комплексного проектирования как самих территорий (микрорайоны, посёлки), так и отдельных зданий и сооружений.

Николай Григорьевич Денисов


Николай Григорьевич Денисов,
председатель Комитета по вопросам промышленности, строительства и ЖКХ Законодательного собрания Краснодарского края

– Реализация программы олимпийского строительства и развития Сочи как горноклиматического курорта позволила накопить определённый положительный опыт внедрения энергосберегающих и экологически безопасных технологий в Краснодарском крае.
Среди таких мероприятий можно отметить ввод дополнительных мощностей и модернизацию очистных сооружений, реконструкцию системы теплоснабжения Сочи с установкой в жилых домах индивидуальных тепловых пунктов, развитие сектора альтернативной (возобновляемой) энергетики и т. д. Планируется разработать и внедрить систему круглогодичного солнечного теплоснабжения зданий на основе встроенных в стены солнечных коллекторов с вакуумными стеклопакетами. Подготовлены к реализации крупные проекты ветровых электрических станций. Есть также огромные перспективы в использовании геотермальной энергии в системах теплоснабжения.

Андрей Николаевич Цедилин


Андрей Николаевич Цедилин,
руководитель экологического направления Национальной ассоциации саморегулируемых организаций в жилищной сфере «Жилищная стратегия»

– Используемые в настоящее время в строительстве и ЖКХ традиционные технологии не ориентированы на создание и поддержание экологически безопасной и благоприятной искусственной природной среды. Для этого необходимо внедрение зелёных технологий, которые являются основой устойчивого развития страны.

Для повышения эффективности проектирования и строительства с учётом национальной специфики и зарубежного опыта целесообразны разработка и реализация национального проекта, в основу которого должен быть положен комплексный подход, учитывающий объективную связь этих двух отраслей на стадии всего жизненного цикла зданий, при формировании искусственной среды обитания человека и обеспечении техносферной безопасности.

Одним из первоочередных направлений является энергосбережение. В строительстве и ЖКХ сосредоточено более 70 % от общего потенциала энергосбережения. Следующая задача – решение вопроса с хранением твёрдых бытовых отходов. При существующем полигонном хранении идёт интенсивное загрязнение биосферы. Огромные проблемы также с качеством питьевой воды. Около 70 % рек и озёр России практически утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения.
Для интенсификации проекта необходим регион опережающего развития (например, Москва и Московская область) с целью последующих адаптации и внедрения созданных и отработанных там зелёных технологий.

Андрей Владимирович Боков


Андрей Владимирович Боков,
президент Союза архитекторов России; председатель Национального совета в области продвижения зелёного строительства в Российской Федерации

– До сих пор мы не смогли продвинуться достаточно серьёзно в области зелёного строительства. Одна из основных причин заключается в отсутствии должного внимания к этой теме со стороны государства.

Если мы будем и дальше использовать вместо собственной системы сертификации чужие схемы, которые не приложимы в нашей практике, обходиться без формирования национальной системы стандартов, обучения, повышения квалификации, продвижения товаров, то действительно дискредитируем хорошую идею.

Необходимость движения вперёд отчётливо понимают далеко не все. Вместе с тем сегодня усилиями профессионального сообщества создан Координационный совет, проведено первое организационное совещание по созданию Национального совета, принимаются и другие меры в области продвижения зелёного строительства.

Юрий Андреевич Табунщиков


Юрий Андреевич Табунщиков,
профессор, член-корреспондент РААСН, президент НП «АВОК»

– К настоящему моменту в сфере зелёного строительства в России сделано не так уж и мало. Создан первый в стране стандарт, содержащий рейтинговую систему оценки устойчивости среды обитания (СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011), а также выпущен стандарт, учитывающий региональные особенности в этой рейтинговой системе (СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012). Оба документа пользуются довольно большой популярностью. Введён в действие ГОСТ Р 54964–2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости». Следующим шагом стало образование Национального совета в области продвижения зелёного строительства в Российской Федерации. При этом добиться поддержки от государства так и не удалось.

Тем не менее работа в этом направлении продолжается. Например, в Крыму вновь открыто наше отделение, созданное ещё в советские годы, и в ближайшее время там пройдёт несколько конференций.

Нужно добиться понимания, что внедрение в широкую практику зелёных стандартов – это единственный путь развития и дальнейшего строительства.

Александр Сергеевич Сигов


Александр Сергеевич Сигов,
президент федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики»; академик Российской академии наук

– В настоящее время существует идея объединить потенциал ряда вузов, включая МАрхИ, МГСУ, МИРЭА, МАМИ, ИОФ РАН. Для этого необходимо создать совет, в который бы вошли представители от каждого учреждения. Совместная работа вузов, а также ассоциации «Жилищная стратегия» позволит соединять результаты исследований из областей строительства, архитектуры, альтернативной энергетики, интеллектуального управления зданиями и пр. Это создаст необходимые условия для наиболее полной реализации проектов в сфере зелёного строительства.

Ряд проектов уже находятся в стадии рассмотрения. Например, разработан новый тип солнечных элементов (не на основе кремния), который даёт возможность повысить КПД установки практически в 2 раза.

Владимир Григорьевич Систер


Владимир Григорьевич Систер,
заведующий кафедрой «инженерная экология городского хозяйства» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный машиностроительный университет»; член-корреспондент Российской академии наук

– В настоящее момент в Москве применяются все технологии по утилизации отходов, известные на Западе. К ним относятся утилизация автомобилей, сортировка отходов, двухстадийный вывоз через мусороперегрузочные станции, прессование мусора, термическое обезвреживание, мокрая очистка, переработка зольных и шлаковых отходов и т. п.

Между тем в России насчитывается всего три завода по промышленной переработке отходов, которые соответствует современным зарубежным нормам. Остальные предприятия очень маленькие и занимаются только сжиганием отходов. В Европе перерабатывающих заводов около 450, а ещё 100 находятся в стадии проекта, несмотря на кризисное положение дел. Там чётко понимают, что такие заводы не только улучшают экологическую обстановку, но дают большую выгоду, поскольку мусор – это ценнейшее сырьё для получения тепловой и электрической энергии.

Главными задачами сейчас являются дальнейшее развитие технологий утилизации, а также переход от захоронений на полигонах к строительству перерабатывающих заводов. Разговор при этом должен идти не менее чем о 100 предприятиях.

Евгений Иванович Пупырев


Евгений Иванович Пупырев,
генеральный директор открытого акционерного общества «МосводоканалНИИпроект»

– Использование зелёных технологий в водоснабжении и водоотведении возможно в двух случаях – при подготовке питьевой воды и очистке сточных вод. И в той и в другой области накоплен большой опыт у российских проектировщиков и строителей.
На данный момент строительство сооружений по зелёным стандартам увеличивает капитальные затраты как минимум на 15 %. Их применение добровольное, поэтому зачастую возникает необходимость в поиске инвесторов, готовых пойти на удорожание проекта. При отсутствии системного подхода, когда инвестируют одни компании, строят другие, а эксплуатируют третьи, это сделать гораздо сложнее.
Другая трудность в применении зелёных стандартов заключается в том, что при проектировании систем необходимо соблюдать огромное количество нормативных документов, включая наши стандарты и еврокоды.

Для урегулирования этих вопросов Минстроем поставлена задача разработать наилучшие из доступных технологий. В этом направлении сейчас ведётся активная работа.

Григорий Петрович Васильев


Григорий Петрович Васильев,
руководитель Центра энергосбережения государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт московского строительства» (НИИМосстрой)

– В качестве одного из требований второго этапа (2016–2019) повышения энергоэффективности зданий, установленного в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, указано ограничение энергопотребления на нужды отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и электроснабжения в жилых зданиях до 130 кВт•ч/м2. Это достаточно трудная задача, поскольку сейчас данное значение в среднем по жилому фонду, например, в Москве составляет 340 кВт•ч/м2. Основные ресурсы энергосбережения сосредоточены в инженерных системах (примерно 70 %), поэтому именно здесь необходимо в первую очередь использовать зелёные технологии.
На первом этапе традиционные возможности энергосбережения фактически исчерпали себя. Появилась необходимость в апробации новых технологий, проектировании и строительстве экспериментальных зданий. Это также сложная задача, поскольку такого опыта практически нет. Стоит отметить, что существующий миф о дороговизне энергоэффективного строительства не имеет под собой оснований. Как показала практика проектирования многоквартирных зданий, отвечающих требованиям второго этапа (с улучшенной теплозащитой, теплонасосной системой, использующей низкопотенциальную тепловую энергию грунта, системами вентиляции с утилизацией теплоты удаляемого воздуха и пр.), к сметной стоимости прибавляется порядка 3 %.

Очень важный момент касается совершенствования механизмов контроля показателей. Зачастую здание, сданное в эксплуатацию, потребляет энергии в 1,5–2 раза больше нормативной величины. Без урегулирования этого вопроса рассчитывать на какой-то успех вряд ли приходится.

Александр Лаврентьевич Наумов


Александр Лаврентьевич Наумов,
генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «НПО ТЕРМЭК»

– На сегодняшний день ситуация с энергоэффективным строительством не такая плачевная. Например, уже 10 лет эксплуатируется 260 квартирное жилое здание по Красностуденческому проезду. Плата за отопление и вентиляцию здесь составляет около 7 руб./м2 в месяц. Для сравнения, в соседних домах платят 20–25 руб./м2 в месяц. Дом строился в рамках трёхпроцентной квоты, и цена за 1 м2 составляла 650 долл. США. Теперь на рынке недвижимости здание стоит на 300 % больше, чем расположенные рядом дома, построенные без применения энергосберегающих технологий.

Тем не менее помощь, которая была оказана в продвижении зелёных стандартов, имеет огромное значение.

Что касается стоимости жизненного цикла, нельзя по частному примеру здания делать общие выводы и распространять их на всю территорию страны. Хотя такие попытки делаются, в том числе и в зелёных стандартах. Те решения, которые приняты в федеральном законе об энергосбережении (достижение 40 %-й экономии к 2020 году), не соответствуют минимальной стоимости жизненного цикла и не являются оптимальными для нашей страны. При разрыве стоимости оборудования, систем и тарифов эти цифры должны были быть скорректированы в меньшую сторону и составлять 20–25 %.

Леонид Владимирович Журавель


Леонид Владимирович Журавель,
председатель Отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства Федерального межотраслевого совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

– Для внедрения зелёных технологий и материалов в строительной отрасли необходимо создание экономических и организационных стимулов. Интересен опыт Белоруссии. Государство установило определённый предел энергопотребления зданиями.
Те, кто превышают эту планку, облагаются штрафами. Полученные средства поступают в специальный фонд, который вкладывает их в развитие энергоэффективных технологий. В случае если застройщику удаётся достичь лучших показателей, при последующем строительстве государство предоставляет ему преференции, например, в выборе земельного участка.

Сейчас можно рассчитывать на переход к контрактам жизненного цикла. Застройщик заинтересован в том, чтобы здание, в котором внедрены энергоэффективные технологии и всё сделано по правилам, приносило ему доход в период эксплуатации. Если государство чётко сформулирует, как оно сможет поощрять такого застройщика, то ввиду экономической целесообразности один за одним подключатся и другие.

Лев Михайлович Шахнес


Лев Михайлович Шахнес,
вице-президент «Союза стекольных предприятий»

– Остекление зданий на сегодня ведущая тема в архитектуре, которая привлекает большое внимание.

Основу энергосберегающего остекления составляют светопрозрачные конструкции с покрытием. Если 10 лет назад о промышленных масштабах его производства говорить не приходилось, то теперь на территории России находятся лучшие в Европе линии. Объёмы производства остекления с покрытием уже достигли 35 млн м2, чего достаточно, чтобы покрыть все потребности строительного комплекса в энергосберегающем остеклении.

Изменившаяся ситуация требует внесения изменений в устаревшую нормативную базу и повышения требований к светопрозрачным конструкциям для нового строительства.

Заслушав и обсудив информацию, прозвучавшую на заседании круглого стола, участники мероприятия поддержали идею создания проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ» и представили рекомендации:

Государственной думе Российской Федерации:

  • При рассмотрении проектов федеральных законов учитывать необходимость дальнейшего внедрения энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации.
  • Осуществлять мониторинг правоприменительной практики в сфере использования энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации:

  • Рассмотреть возможность создания межведомственного органа с привлечением научно-экспертного сообщества по разработке и внедрению проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ».
  • Рассмотреть возможность государственного финансирования, а также использования механизма государственно-частного партнёрства проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ».

Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствующих сферах деятельности:

  • Поддержать разработку проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ» и оказать возможное содействие при его реализации с использованием механизмов государственного финансирования и государственно-частного партнёрства.
  • Поддержать в рамках проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ» проведение в субъектах Российской Федерации постоянно действующих выставок зелёных технологий и производств.
  • Рассмотреть возможность создания образовательных стандартов и программ в целях подготовки и переподготовки специалистов для разработки и реализации инновационных наукоёмких энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительстве и ЖКХ.

Субъектам Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями:

  • Рассмотреть возможность участия, а также оказания содействия при разработке и внедрении проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ» с использованием механизмов государственно-частного партнёрства.
  • Осуществлять мониторинг внедрения энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ.
  • Рассмотреть возможность оказания содействия экспертно-аналитическому и информационному сопровождению проекта «Национальная стратегия внедрения энергоресурсов и экологически безопасных (зелёных) технологий и производств в строительство и ЖКХ».
  • Рассмотреть возможность оказания содействия в организации в субъектах Российской Федерации постоянно действующих выставок и производств для строительства и ЖКХ.

Для развития экологических технологий в России, по мнению собравшихся, имеются значительные перспективы в области макротехнологий, радиоэлектронных, компьютерных, лазерных, нано- и биотехнологий. Приоритетными направлениями являются энергосбережение, утилизация отходов жизнедеятельности человека, обеспечение населения высококачественной питьевой водой, экологическое просвещение населения и популяризация зелёных технологий и производств в строительстве и ЖКХ. •

 


СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Внедрение экологичных и энергосберегающих технологий. Опыт Краснодарского края

Дорожная карта зеленого строительства в России

57-я Генеральная ассамблея REHVA

Лидеры о высоких технологиях и тренде зеленого строительства в мире и России


 


Профессиональное сообществоЗелёные технологииЗелёное строительство