АВОК-ПРЕСС

случае выбираются либо более дешевые, либо дорогие си- стемы. Каждый хочет быть уверен, что дом под охраной, что в случае чрезвычайных ситуаций, таких как возгорание или протечки, об этом узнают быстро и смогут минимизировать последствия. В больших частных домах, где много обслуживающего персонала, требуется видеонаблюдение за внутренними помещениями. При этом все знают, что любую систему можно перенастроить, чтобы взять под наблюдение новые объекты. Диспетчеризация инженерного оборудования – систе- ма более сложная. Она многоступенчатая, там рассматри- вают несколько разных потребителей. Есть профессионалы, которые обслуживают инженерные системы, они контро- лируют параметры систем на профессиональном уровне. Второй уровень более простой: необходимо, чтобы у вла- дельца дома тоже была некоторая информация, укрупнен- ная, на уровне «все хорошо» или «все плохо», чтобы он уже дальше как-то мог этим распоряжаться. Как запросы клиента на управление домом со смартфона находят отражение в проекти- ровании? Достаточно ли квалификации суще- ствующих специалистов? Не просто «находят отражение», это практически обя- зательная позиция. Здесь все опять же зависит от бюджета потребителя и от рынка. Даже владельцы самых простых домов хотят управлять ими с телефона: например, что-то заранее включить или выключить да даже просто открыть ворота. Все мы привыкли, что смартфоны многофункцио- нальны. Здесь даже немножко другая история. Люди среднего достатка привыкли делать все сами, поэтому управление с телефона облегчает им жизнь. Для состоятельных лю- дей это уже не столь интересно. Им важнее в телефоне отслеживать свои планы, чтобы затем просто позвонить управляющему и дать указания. Поэтому, как ни покажется странным, они в меньшей степени заинтересованы в том, чтобы управлять домом дистанционно, за исключением самых принципиальных событий: пожар, кража. А люди по- проще любят разбираться во всем этом. Что касается квалификации существующих специали- стов, это вопрос достаточно сложный. На мой взгляд, она все-таки недостаточна. Потому что каждое мое предло- жение как архитектора, которое мне кажется очевидным, у специалистов по автоматизации зачастую вызывает за- думчивость в плане возможности реализации. Хотя мне кажется, что уже должны быть наработаны типовые под- ходы к решению таких проблем. Может быть, я неправ, и может быть, именно мы, архитекторы, настолько часто за- кладываем такие вещи в свои проекты, что нам это кажется очевидным… Во всяком случае, ощущения, что попросишь и всё будет сделано, нет. Можно ли, по-вашему, обеспечить комфорт- ную среду обитания человека с использованием традиционных технологий или современный уровень комфорта недостижим без применения инноваций? Думаю, что можно. Но тут важно, что именно подраз- умевать под комфортом. Нам же комфортно было жить без мобильных телефонов, когда их не было. А теперь без них никак: забыл телефон дома и у тебя паника. Это, наверное, такой философский вопрос. Понятно, что если мы сказали «А» и у нас появилась диспетчеризация и сопутствующие современные технологии, то дальше придется говорить «Б», «В», «Г» и т.д. Обратно прогресс не повернуть. По- этому теперь нужно использовать эту сложную систему, для чего нужно максимально удобно ее настроить. Кстати, здесь интересный момент: по моим наблюдениям, у специалистов по автоматизации, как, наверное, у любых узких специалистов, зачастую есть желание предлагать какие- то очень интересные, но сложные решения. И здесь появля- ется опасность того, что сложность становится самоцелью: ▲ Правильная ориентация позволяет максимально использовать теплоту солнечной радиации в тепловом балансе 56 S U S T A I N A B L E B U I L D I N G T E C H N O L O G I E S zvt.abok.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=