АВОК-ПРЕСС

этих бытовых потребителей, состав- ляющих около 5% общего числа або- нентов, приходилось 6,7 % частного потребления. Бóльшая часть производимой электроэнергии расходовалась про- мышленностью, связью и на транс- порте, в первую очередь трамваем. Последний, по сути, выполнял функцию современного метро (благодаря ему, как писали тогда, «нивелировались зе- мельные и квартирные цены, окраины приближались к центру»; ровно так же пишут теперь на сайтах недвижимости о вводе новых станций метро и их вли- янии на привлекательность близрас­ положенного жилья). С 1909 года вся электроэнергия с Городской централь- ной станции мощностью 21 000 кВт, работавшей на нефтетопливе, по- ставлялась для работы московского трамвая. Энергия поставлялась в трам- вайную сеть через девять городских подстанций на напряжении 6,6/0,3 кВ переменного тока, которые для нужд трамвая трансформировались с помо- щью умформеров до 0,6 кВ постоянно- го тока. К 1907 году по рельсам протя- женностью 262 км ходило 800 вагонов. В 1913 году москвич в год совершал 149 поездок трамваем, а трамвай- ным транспортом было перевезено 257 млн человек; расход электроэнер- гии при этом составил 62,9 млн кВт•ч. Число единиц транспорта, по- требляющего нефтепродукты, было ничтожно мало. Это вполне понятно на фоне того, что всего в России, по данным на 1 июля 1918 года, было зарегистрировано 15900 единиц авто- транспорта (включая грузовики, мото- циклы и тракторы). Для сравнения: спустя век потре- бление электроэнергии только на осве- щение улиц и дорог Москвы достигало 270–300 млн кВт•ч (протяженность улиц с освещением составляла поч- ти 5700 км), трамваи и троллейбусы расходовали 280–290 млн кВт•ч еже- годно (в том числе 80–90 млн кВт•ч – собственно трамваи; длина трамвай- ных путей – 418 км, ими перевозится ежегодно 270–290 млн пассажиров), а в целом Москва полезно расходовала около 45 млрд кВт•ч.Потребление при- родного газа в городе составляло 21– 23 млрд м 3  за год, из них подавляющая часть – в энергетике и 0,9–1,0 млрд м 3  – населением для работы газовых плит,ин- дивидуальных систем теплоснабжения на территории Новой Москвы и сохра- няющихся в отдельных районах города (Старой Москве) газовых водонагре- вателей 9 . В 2016 году в Москве только в личном пользовании было 3,8 млн шт. автомобилей,израсходовавших пример- но 6 млн т у.т.нефтепродуктов (бензина и дизельного топлива). Приводить структуру отгрузки промышленной продукции в 2016 году для сопоставления с 1913 годом бес- смысленно, так как особенности совре- менного статистического учета сильно искажают реальную картину состояния экономики и промышленного произ- водства Москвы. Большая часть вало- вого регионального продукта (ВРП) и промышленного производства фор- мируется из-за формальной регистра- ции крупнейших трейдерских и про- мышленных компаний (иначе говоря, юридических адресов этих компаний) на территории Москвы. Так, на оптовую торговлю нефтепродуктами в послед- ние годы приходится от 11 до 18–19% и более (!) объема валовой добавлен- ной стоимости (ВДС), производимой экономикой столицы. В самой обраба- тывающей промышленности 55–60% ВДС связано с видом экономической деятельности (ВЭД) «Производство кокса и нефтепродуктов», однако в ее формировании участвует ряд ком- паний, в первую очередь ПАО «НК «Роснефть», которые, в отличие от АО «Газпромнефть-МНПЗ», свою произ- водственную деятельность на терри- тории Москвы фактически не осущест- вляют. Вполне очевидно, что все это «бумажная» деятельность, не имеющая под собой практически никакого фи- зического, овеществленного характера. В том числе и поэтому энергоемкость ВРП Москвы уже давно до 2–3 раз ниже развитых стран мира и примерно в 5 раз – России в целом (рис. 7). Изменение структуры производства Заметим, что Москва на протяжении всего советского периода росла уско- ренными темпами, оставалась круп- нейшим центром промышленности. Основой этого процесса являлись квалифицированные рабочие и науч- ные кадры. Но в результате кризиса переходного периода обрабатываю- щие отрасли промышленности и наука понесли большие потери. Главная тенденция в экономике Москвы в течение постперестроечно- го периода состояла в том, что про- мышленные функции в ней замещались сервисными. Этот процесс особенно Япония США Канада Швеция Финляндия Испания Италия Норвегия Франция Германия Турция Бразилия Аргентина Эстония Польша Болгария Беларусь Казахстан Украина Индия Китай Великобритания Нидерланды Австрия Москва Россия 70 60 50 40 30 20 0,05 0,10 0,15 0,20 Энергоемкость ВВП по ППС, т н. э./долл. США ВВП по ППС, тыс. долл. США/чел. 0,30 0,40 0,35 0,25 10 0 Рис. 7. Энергоемкость экономик некоторых стран и города Москвы, 2008 год 10 9 По данным АО «Мосгаз», в городе в настоящее время эксплуатируется 1 811 772 газовых плит, 126 516 газовых проточных водонагревателей (для горячего водо- снабжения) и 5 789 газовых емкостных водонагревателей (для целей отопления). 10 Антонов Н.В.ТЭБ Москвы:энергетическая и стоимостная структуры // Энергоэффективность и энергосбережение.Приложение к журналу Энергорынок.2011.№7/8 (91). 3–2019 З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й 45

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=