АВОК-ПРЕСС

на несколько процентных пунктов превосходила долю бытового по- требления. Основу топливопотребления го- рода составляли дрова и каменный уголь (по 38 % в общей структуре). Впрочем, структура потребления по видам топлива была весьма под- вижна год от года. Основной тренд в период 1907–1913 годов – вытесне- ние жидкого топлива донецким углем вследствие изменения ценовой конъ- юнктуры (более быстрого удорожания нефтетоплива по сравнению с ростом цены на уголь) (рис. 3). Это движение в сторону вытесне- ния жидкого топлива подтверждает- ся и другими источниками, например данными анкеты по структуре расхо- да разных видов топлива на выборке московских предприятий, данными Народного комиссариата путей со- общения по прибытию и отправлению товаров по железной дороге в доре- волюционное время. Судя по изучен- ной литературе и статистике, ввозом и вывозом энергоресурсов водным и особенно гужевым транспортом можно пренебречь, так как положи- тельное сальдо ввоза и вывоза по ним, по-видимому, не превышало в разные годы 80 000–100 000 т у.т., то есть 4–5% общего сальдо ввоза и вывоза по железной дороге. После революции Централь- ное статистическое управление (ЦСУ) СССР начало формировать топливно-энергетические балансы страны и регионов для целей пла- нирования развития хозяйства (ска- жем, всем известный план ГОЭЛРО включал такие балансы), но делало это нерегулярно. С 1960 года этот процесс был поставлен на регулярную основу: ин- формация собиралась каждые пять лет на основе специально разработанных форм отчетности. Последний ТЭБ страны, республик, краев и областей по отчетным формам был подготов- лен ЦСУ СССР за 1990 год. В про- межуточные годы между отчетными топливно-энергетическими балансами в СССР разрабатывались ежегодные расчетные ТЭБ по краткой схеме. Эти энергобалансы были основой и для формирования энергобалансов по от- дельным сегментам экономики, вклю- чая отрасли промышленности. Однако Москва не имела своего баланса, так как специально не выделялась. Топливно-энергетический баланс Москвы в XXI веке В новой России разработка расчетных ТЭБ только на федеральном уровне и только по краткой схеме осущест- вляется Росстатом ежегодно, начиная с баланса за 1993 год. Росстат офи- циально не готовит энергобалансов субъектов Российской Федерации. Их формирование в той или иной мере полноты и качества происхо- дит в субъектах Федерации в рамках подготовки схем и программ раз- вития электроэнергетики региона на пятилетний период на основа- нии ч. 10 ст. 23 Федерального зако- на от 27 июля 2010 года № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» или специаль- ных аналитических работ. 1907 жидкое топливо каменный уголь линейная (жидкое топливо) линейная (каменный уголь) 0 10 20 30 40 50 60 млн пудов 1908 1909 1910 1911 1912 1913 Рис. 3. Динамика потребления жидкого топлива и каменного угля в Москве 27,7 % 14,2 % 1,9 % 14,4 % 38,1 % 3,6 % 30,0 % 65,0 % 5,0 % 0,3 % Рис. 4. Структура расхода топлива и энер- гии на территории Москвы по укрупнен- ным секторам экономики в 2016 году Примечание: В энергетике учтен «безвозвратный» расход топлива на выработку электроэнергии и тепла (то есть раз- ница между затратами топлива и полученными на этой основе электроэнергией и теплом в физическом эквиваленте). Примечание: Положительное сальдо ввоза и вывоза электро- энергии и тепла учтено по их физическим эквивалентам, как это принято в международной практике: электроэнергия – 0,123 т у. т./МВт•ч, тепло – 0,143 т у. т./Гкал. Рис. 5. Структура расхода топлива и энергии на территории города Москвы в 2016 году � Промышленность, включая энергетику и ее собственные нужды � Транспорт и связь � Сфера услуг � Прочие отрасли хозяйства � Бытовой сектор � Потери � Сырая нефть и нефтепродукты � Природный газ � Сальдо ввоза и вывоза электроэнергии и тепла � Твердое топливо и отходы 40 S U S T A I N A B L E B U I L D I N G T E C H N O L O G I E S zvt.abok.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=