АВОК-ПРЕСС

К омплексной формой представле- ния энергопотребления города являются топливно-энергетиче- ские балансы (ТЭБ). В дореволюцион- ное время полноценные энергобалан- сы территорий Российской империи статистическим ведомством не раз- рабатывались, в основном велись раз- розненные и нередко противоречивые (как, впрочем, и теперь) оценки. Лучше обстояло дело в отношении промыш- ленного энергопотребления.Достаточ- но обоснованной статистической ба- зой для формирования энергобалансов здесь были переписи промышленности (цензовой*).Они периодически прово- дились по крупным административным единицам Российской империи и затра- гивали в том числе Москву. Определенную помощь, в первую очередь для балансов по крупнейшим городам, могла дать транспортная ста- тистика о прибытии и отправлении грузов, включая энергетические (дрова, нефтетопливо в составе нефти, мазута, керосина и смазочных масел,уголь и кокс, торф)**. Собственно, приводимые там цифры и позволяют представить укруп- ненные структуры общего потребления топлива в Москве за 1913 год в объеме почти 2,1 млн т у. т. (рис. 1 и 2). Потребление топлива в Москве в начале XX века Первые два места по потреблению топлива делят между собой цензо- вая промышленность и домашнее потребление (рис. 1), если исходить из принятого тогда удельного рас- хода топлива в быту крупнейших городов европейской части России – 0,24 сажени 3  дров/чел. в год. В случае учета мелких ремесленных предпри- ятий промышленность, вероятно, Н. В. Антонов, канд. эконом. наук, начальник отдела электропотре- бления и топливно-энергетических балансов ООО «ЭТС-Энерго»; Ю. В. Агафонова, ведущий эксперт ООО «ЭТС-Энерго»; К. Э. Ве- деньев, заместитель генерального директора ООО «ЭТС-Энерго»; Е. А. Чичеров, канд. эконом. наук, доцент кафедры электроэнергети- ческих систем НИУ МЭИ; В. А. Шилин, канд. эконом. наук, доцент кафедры электроэнергетических систем НИУ МЭИ; Я. А. Шмагина, главный специалист ООО «ЭТС-Энерго» ОБ АВТОРАХ 7,9 % 13,2 % 39,4 % 39,5 % 38 % 38 % 24 % 0,2 % 0,2 % Рис. 1. Ориентировочная структура сово- купного потребления топлива по крупным сегментам экономики Москвы в 1913 году Рис.2. Ориентировочная структура сово- купного топливного баланса Москвы по видам топлива в 1913 году *) Кцензовой промышленности отно- сились промышленные заведения, поль- зующиеся механическими двигателями или насчитывающие не менее 16 рабо- чих. Мелкие промышленные заведения ниже этогоценза не подлежалинадзору фабричной инспекции и, таким обра- зом, в сводку отчетов не включались. Собственно, этот подход сохраняется и у современных органов государствен- ной статистики в отношении сбора ин- формации по энергопотреблениюпро- мышленных статистических единиц: Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) охватывает своей выборкой в основном крупные и средние предприятия, по малым она делает досчеты на основе выборочных (в редких случаях сплошных) обследо- ваний. **) Кстати, именно топливо занимало первое место среди грузов, ввозимых вМосквувпервыедесятилетияXXвека. Так, в 1907 году было ввезено: дров–80, каменного угля – 15, нефти и мазута – 26, торфа – 4 млн пудов. � Сфера услуг � Прочие, включая мелкую промышленность � Бытовое (домашнее) потребление � Цензовая промышленность � Дрова � Каменный уголь � Жидкое топливо � Торф � Прочее 3–2019 З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й 39

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=