АВОК-ПРЕСС

С татья правильная и актуальная. Наглядно показано неудовлетвори- тельное положение с достоверностью учета тепловой энергии на ото- пление и горячее водоснабжение отдельных зданий города Хабаров- ска из-за нарушений в организации обслуживания этих приборов, обработке и передаче получаемой от приборов учета информации. Предлагается выход из сложившегося положения – создание «института операторов коммер- ческого учета энергоресурсов – независимой организации, которая играет роль буфера между поставщиком и потребителем энергоресурсов, разрешая конфликтные ситуации в области учета между этими сторонами, и осущест- вляет объективный контроль за достоверностью измерений энергоресурсов». На мой взгляд, помимо этого, институт операторов коммерческого учета должен быть наделен функцией анализа эффективности потребления энер- горесурса и разработки предложений по устранению перегрева отдельных зданий или (при недостаточном их отоплении) по обеспечению качествен- ного теплоснабжения. Для реализации этого необходимо типовые ведомости (отчеты о теплопотреблении на отопление) посуточного в течение каждого месяца учета отпуска тепловой энергии, измеренной общедомовым прибо- ром учета, дополнить информацией о текущей среднесуточной температуре Вадим Иосифович Ливчак, канд. техн. наук, член редакционного совета журнала «Энергосбережение» КОММЕНТАРИЙ Цифровизация учета энергоносителей Выход из ситуации – автоматизировать процедуру учета и тепла, и электроэнергии, что мы и предлагали ПАО «РусГидро». Еще 10 лет назад мы продемонстрировали представителямХабаров- ской теплосетевой компании (ХТСК) программу автоматизи- рованного учета энергоресурсов «ЛЭРС УЧЕТ»,позволяющую в течение нескольких минут в режиме удаленного доступа фор- мировать как отчет о теплопотреблении конкретного объекта, так и счет-фактуру для оплаты поставленного тепла. Несмотря на то,что программа была оценена по достоинству и предлага- лась бесплатно, решения по ее использованию не последовало. Несмотря на указы президента и постановления Правитель- ства РФ о цифровизации, работа в направлении учета энерго- ресурсов в Хабаровске практически отсутствует.Все упирается в человеческий фактор:чиновникам это неинтересно.Ведь внед­ рение цифровизации в области учета энергоресурсов приводит к прозрачности расчетов и, следовательно, к их достоверности. Отметим, что в некоторых регионах России ситуация с достоверностью учета не такая удручающая, например в Ка- зани [1]. Чтобы улучшить работу, в АО «ТатЭнерго» была создана и внедрена автоматизированная система, обеспе- чивающая ежесуточный съем архивных данных с приборов учета тепловой энергии и ГВС, что позволило: • существенно сократить период расчетов (на 3 дня!); • сократить число посещений потребителями офисов по работе с клиентами и количество обращений по во- просу перерасчетов; • уменьшить количество прибористов и расчетчиков; • сделать информацию о теплопотреблении прозрачной и достоверной; • фиксировать факты воровства; • увеличить плату за тепло на 1% с каждого отчета о те- плопотреблении. Однако в большинстве других регионов РФ ситуация с достоверностью учета тепловой энергии аналогична хаба- ровской, например в Дмитровграде Ульяновской области [2]. Выход из ситуации Создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов Первым шагом для выхода из создавшейся ситуации является создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов (далее – ОКУ ЭР). ОКУ ЭР – это не- зависимая организация, которая играет роль буфера между поставщиком и потребителем энергоресурсов, разрешая конфликтные ситуации в области учета между этими сто- ронами. Главная цель ОКУ ЭР – объективный контроль за достовер- ностью измерений энергоресурсов, то есть обеспечение до- стоверности учета энергоресурсов.Основные задачи ОКУ ЭР: • повышение качества обслуживания УУТЭ; • сбор, анализ и передача получаемой от приборов учета информации заинтересованным лицам; • повышение достоверности учета за счет внедрения ав- томатизированных систем учета энергоресурсов, то есть обеспечение прозрачности расчетов при оплате тепло- вой энергии. Нормативно-законодательная база по созданию ОКУ ЭР в РФ на сегодняшний день отсутствует. Существует концепция проекта федерального закона «Об организации коммерческого учета энергоресурсов на розничном рынке», где прописаны общие положения, но уже более 5 лет она остается концепцией и не приняла форму закона. Несмотря на отсутствие нормативной базы в отдель- ных регионах появились ОКУ ЭР. Так, например, в Москве в 2013 году создан единый независимый оператор ком- мерческого учета ГБУ «ЕИРЦ», который осуществляет экс- плуатацию общедомовых узлов учета, снятие и предостав- ление на договорной основе показаний узлов учета ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям. За ОАО «МОЭК» в сфере коммерческого учета тепла остается только вы- дача технических условий на установку и допуск в эксплу- атацию общедомовых приборов учета. При этом никаких

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=