АВОК-ПРЕСС

В торая половина 20 века в Мо- скве характеризуется актив- ным строительством жилых домов для расселений людей из ком- мунальных квартир. Массовое стро- ительство началось в 1955 году, по- сле выхода постановления № 1871 ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Данный документ подвел своеобраз- ную финишную черту под направле- нием «сталинский монументальный ампир». С этого момента массовое строительство становится на поток. В 1961 году был открыт первый до- мостроительный комбинат ДСК1. В период 1960‑х годов ежегодно вво- дится в эксплуатацию около 50 млн м2 жилья. Тогда же появилась ми- крорайонная застройка, а господ- ствующее желание разделить работу и отдых способствовало появлению спальных районов – территорий, за- строенных преимущественно жилы- ми домами. С начала массового строительства прошло много лет, застройка претер- пела большие изменения как в кри- терии высотности, так и в планиро- вочной организации. Город активно развивается, новые поколения живут другой жизнью: у них повышенные запросы на комфорт, инфраструктуру, мобильность. Среда спальных райо- нов устарела: она не меняется и боль- ше не удовлетворяет потребностям жителей. Общественные пространства – это улицы, площади, дворы, скверы, бульвары, аллеи, парки. Они занима- ют более половины территории го- рода, а внимание им часто уделяется немного. Последние несколько лет в Мо- скве активно проходит програм- ма «Моя улица», которая позволила за короткий срок сделать центр го- рода удобным для пешеходов. Из- начально данная программа не за- трагивала периферийные районы. Однако в последний год програм- ма постепенно стала расширяться за пределы ТТК. Появились и другие программы по благоустройству горо- да: «Мой район», «Мой парк», «Мой двор», но большинство из них рабо- тает по принципу удаления дефектов, то есть производится ремонт или за- мена покрытия, обновление старых детских площадок. Другими слова- ми главные проблемы общественных пространств в спальных районах (от- сутствие разнообразия, грамотного функционального зонирования и ие- рархии) не решаются. Типичный микрорайон Типичный микрорайон можно опи- сать следующим образом: террито- рия площадью 20–80 га, ограничен- ная с четырех сторон магистралями, имеющая внутри проезды, использу- ющиеся, в первую очередь, как пар- ковка для автомобилей. Внутри ми- крорайона находятся школа и детский сад, на подъезде к которым два раза в день возникает пробка из личного автотранспорта, подвозящего детей. На территории расположено несколь- ко однотипных детских площадок, ко- торые большую половину дня пусту- ют. Жители не стремятся проводить время на улице, перестают общаться, среда становится «мертвой». Так как 80 % жителей городов жи- вет в спальных районах, обществен- ные пространства в них должны быть грамотно зонированы, удовлетворять потребности всех групп пользовате- лей, и, самое главное, быть современ- ными и трансформируемыми. Рейтинговые системы оценки устойчивости зданий и сооружений Устойчивое развитие является базис- ным принципом формирования рей- тинговой системы оценки зданий и сооружений. Этот принцип заклю- чается стремлении защитить экоси- стему от своей деятельности, мини- мально воздействуя на окружающую среду, сохраняя мир для будущих по- колений. Наиболее распространенными и признанными являются следующие системы оценкиустойчивости среды обитания: Руководство по энергетиче- скому и экологическому проектирова- нию (LEED, США); метод экологической экспертизы (BREEAM, Великобрита- ния); сертификат устойчивого строи- тельства (German Sustainable Building Certificate). В России первым нацио- нальным зеленым стандартом, кото- рый содержит критерии оценки устой- чивости среды обитания, стал СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011. Критерии СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011 Первая категория данной рейтинго- вой системы как раз относится к ком- форту и качеству внешней среды. 2–2019 З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й 39

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=