АВОК-ПРЕСС

26 S U S T A I N A B L E B U I L D I N G T E C H N O L O G I E S zvt.abok.ru Идей множество: и развивающие парки, и веревочные парки, и батутный центр, и ледовые катки. Так, на терри- тории одного ТРЦ снаружи здания сделали игровую зону для детей: мини-футбольное поле, баскетбольные кольца, беговые дорожки. Там в летнее время большое количество людей, это востребовано и играет важную роль при вы- боре людей, куда поехать: в ТРЦ, где одни магазины, или туда, где есть еще зоны отдыха и вот такая площадка для детей. Это важно. Дальнейшее развитие – сейчас уже не любят старый формат торговых центров, когда они не очень красиво вы- глядят. Сейчас уже всем нравится хорошая отделка, боль- шие холлы, высокие потолки. Информационное моделирование здания, BIM, предусматривает в числе прочего при проектировании здания, его внутренней планировки моделирование потоков людей в разные часы, учет каких-то поведенческих факторов. Вы используете такие BIM-модели? BIM мы используем, внедряем. Пока время это нам не эко- номит. Может быть, потом мы сможем ускорить процесс. Но получаемый результат, конечно, качественнее, это уже действительно красивое изображение в 3D, позволяющее оценить архитектурную модель, где сделаны стены, где уже присутствует конструктив здания. Упрощенно говоря, если моделировать, например, парковки, можно сразу разместить колесные отбои, ворота, знаки. Есть также проекты, где можно даже расставить мебель. Получается полноценная визуализация здания, как будто вы видите его в реальности. Все идет к тому, что моделирование будет широко применяться – в дорогих, хороших проектах будет полно- ценная картинка и мебели, и оборудования. Только заказ- чик должен понимать, что это гораздо более трудоемкий процесс, который должен дополнительно оплачиваться. Некоторые клиенты уже заказывают, чтобы проект был сделан в BIM. Реализуется ли в ТРЦ модульная архитектура? У нас были проекты, где заказчик в торговых центрах хотел сделать универсализацию по подводкам коммуникации, в этих случаях на каждую колонну подводится стояк воды, канализации, электричества, все подводки делаются с определенным шагом. Экспертиза от нас требует конкретных решений, но иногда заказчик понимает, что, возможно, потом какие-то функции поменяются. В этих случаях выполняется универ- сализация, это востребовано. Зеленые технологии, то, что называется устойчивая архитектура, – в вашей практике встречались такие объекты? Насколько это востребовано? Это как здание класса А плюс экология. Да, некоторое время назад такие запросы к нам поступали чаще, было много зда- ний, которые хотели соблюдать требования LEED и BREAM. Зеленые стандартыоднозначно повышают привлекательность торгово-развлекательных комплексов. Если говорить о конкретных зеленых технологиях, то, в принципе, уже на государственном уровне сейчас стара- ются внедрить разделение отходов, даже для жилья. Но мы должны понимать, что это примерно четыре вида контейне- ров. Зачастуюбывает, что по расчету достаточно одного-двух, но для разделения мы должны сделать четыре. Во многих случаях приходится выделять больше места для хранения мусора, но это правильно. Хотя как раз в торговых центрах эта проблема особенно актуальна, потому что там принято ставить большие компакторы с прессом внутри, и разместить их будет довольно непросто. Либо эти отходы должны со- ртироваться уже сразу на местах, в магазинах и предприятиях питания, либо должны стоять сортировщики мусора в зоне загрузки. В свое время я проектировал большую фабрику продуктового питания в аэропорту Домодедово, где видел огромные помещения, где происходит сортировка отходов. Там много людей вручную сортируют отходы. Это тяжелая работа и вредное производство с неприятными запахами. Нужно уже на уровне персонала и посетителей разделять отходы, чтобы они поступали в разных мешках, в разных контейнерах. К этому нужно приучать всех, мы все должны это делать. Сейчас актуальны требования к наличию велопарковок, велодорожек. Всегда стоит вопрос безопасности. Как вело- сипедист должен выехать из паркинга? Там большой уклон, движущиеся автомобили и т. д. Решать это следует на проект- номуровне. Опятьже, можно в паркинге хранить велосипеды: например, сейчас делают отдельные сетки для велосипедов или просто закрепляют их настенными креплениями, тоже есть разные решения. Также хотелось бы, чтобы в новых торговых центрах при- сутствовали обязательные зоны отдыха с зелеными насаж- дениями и световыми фонарями, где посетители могут пере- ключить свое внимание с покупок в магазинах. Комфортная среда пребывания – это очень важно. Многие быстро устают от магазинов, и им требуется разрядка. Таких зон, как мне кажется, не хватает. Конечно, с точки зрения инвесторов, главное – максимальная выгода, но те, кто дорожит своим имиджемиориентируется на требования зеленых стандартов, стараются в обязательном порядке оборудовать места при- ятного времяпровождения, даже несмотря на максимально плотную застройку. ●

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=