АВОК-ПРЕСС

пропускают – а там огромное количество посетителей. Могут быть и небольшие прилегающие дороги, когда огромное зда- ние «сажают» на такие маленькие дороги – это коллапс. Хочу отметить – бывает маленькое пятно застройки, и загрузка торгового центра в данном случае производится из подвала. Тогда приходится загонять большегрузные ав- томобили на стоянку, нужно делать увеличенные проезды, требуется увеличенная высота этажа. Опять же, к вопросу грамотной организации работы здания – желательно вообще общий поток, стоянки для по- сетителей и для обслуживания разделять, делать разные, независимые, въезды. Есть разные проекты, где с одной стороны заезды плохие, потом приходится подстраиваться, потом все работает криво. А чем характеризуются зоны для посетителей торговых центров? Понятно, что основная зона – это бутики, торговля. Эта зона делится на маленькие магазинчики и так называемых «якор- ных» арендаторов – крупные магазины известных брендов. Площадь «якоря», как правило, начинается от 1 тыс. м 2 и до- ходит до 3 тыс. м 2 и более, а если это большой супермаркет, то площадь может возрасти до 4–5 тыс. м 2 . Этот супермаркет, в своюочередь, может включать в себя небольшие прикассовые зоны аренды, где будут размещаться маленькие магазины, которые сам супермаркет будет сдавать в субаренду. Сегодня в торговых центрах появилась модная тенден- ция: клиентам предлагают услугу, позволяющую при жела- нии оставить свою машину на паркинге, где ее помоют, пока клиент ходит по магазинам. Это позволяет экономить время. Также есть желающие позаниматься спортом, не выходя из торгового центра. Поэтому, естественно, какие-то зоны в ТРЦ нужно организовывать с учетом размещения в них душевых и туалетов. И значит, когда внизу расположены магазины, а вверху душевые, архитекторам и инженерам нужно все за- ранее продумывать: и организациюпространства, и решение проблем с инженерными коммуникациями. Также сейчас модно в торговых центрах делать гастро- маркеты – это такой смешанный формат, нечто среднее между рынком и магазином, где люди могут и купить про- дукты, и перекусить. Это уже получается смешанная функция рынка и магазина, такое новое веяние. С точки зрения комфортного пребывания правильный и грамотный подход, конечно, у таких ТРЦ, где основная часть торгового центра расположена на одном уровне, т. е. не предусматривается вертикальное перемещение людей. Также экономия капитальных затрат достигается и за счет обустройства наземной одноуровневой парковки, которая не требует никаких подземных соединений. Конечно, это невозможно реализовать в центре крупных городов, потому что для такого торгового центра нужна огромная площадь. Какие самые интересные, необычные функции реализуются в ТРЦ сегодня? Интересные решения внедряются в основном в зонах раз- влечения. Модная тенденция сейчас – это зона развлече- ния для детей. В принципе, в торговых центрах это уже реализовано: например, в одном ТРЦ на верхнем этаже развлекательный паровозик катает детей по этажу. Есть торгово-развлекательные центры, где организова- ны зоны по тематическим направлениям, например океа- нариум, который привлекает посетителей, даже если ТРЦ расположен на удалении, где-то за городом. Или ТРЦ, дела- ющие акцент на установку игровых автоматов и различных аттракционов. Например, один такой ТРЦ полностью ори- ентирован на детей. Здесь можно пойти в кинотеатр, есть зона игровых автоматов, зона аттракционов с довольно высокой башней прямо внутри здания. 2–2019 З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й 25

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=