Зима 2013 З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й
61
П
ри разработке проекта ре-
конструкции здания вокзала
в Анапе в качестве основной
задачи ставится не только измене-
ние концепции эксплуатации здания,
но и апробация решений, направлен-
ных на максимальное использование
зеленых технологий (фотоэлектри-
ческие панели, солнечные коллек-
торы, солнечные световоды и др.).
Для тщательного анализа состояния
вокзала было проведено два после-
довательных аудита: аудит в рам-
ках сотрудничества в сфере повы-
шения энергоэффективности между
ОАО «Российские железные доро-
ги» (ОАО «РЖД») и Европейским бан-
ком реконструкции и развития (ЕБРР),
проведенный итальянской компа­
нией D’Appolonia S. p.A., и аудит суще-
ствующих строительных конструкций
и инженерных систем, осуществлен-
ный институтом «Росжелдорпроект».
Основные принципы функциониро-
вания умного вокзала:
1. Автоматизация процессов жизне-
обеспечения (интеллектуальное
управление функционировани-
ем инфраструктуры и технических
средств вокзала), при которой все
системы управления действуют
в едином информационном про-
странстве. Благодаря этому до-
стигается взаимодействие между
системами с возможностью изме-
нения режимов работы одних си-
стем при получении соответствую-
щей информации от других.
2. Возможность обеспечения дис-
танционного контроля из регио-
нальных ситуационных центров
за функционированием систем
жизнеобеспечения вокзалов и при
необходимости возможность
управления работой данных си-
стем при возникновении нештат-
ных ситуаций, а также в целях
оптимизации работы систем жиз-
необеспечения.
3. Применение инновационных тех-
нологий и методов оптимизации
инженерных и информационных
систем для достижения макси-
мального ресурсосберегающе-
го эффекта, повышения комфорта
пассажиров и работников вокзала,
обеспечения требуемого уровня
санитарно-гигиенических условий.
4. Применение технологий зелено-
го строительства, отвечающих ев-
ропейским стандартам зеленых
зданий. Такое здание позволяет
использовать технологии, мини-
мизирующие отрицательное воз-
действие инфраструктуры вокзала
на окружающую среду и повыша-
ющие уровень комфорта для посе-
тителей.
5. Оптимизация процессов обслужива-
ния пассажиров путем максимально
удобного расположения объектов,
связанных с обслуживанием посе-
тителей и их информированием,
с учетом требований энергоэффек-
тивности и создания максимально-
го уровня комфорта для пассажиров
и работников вокзала.
В ходе реконструкции все техни-
ческие решения были разделены
на несколько направлений:
минимизация энергопотребления;
максимальное использование ло-
кальных источников энергии;
гибкость работы вокзала в зависи-
мости от пассажиропотока;
оптимизация пассажиропотока;
диспетчеризация и автоматизация
управления системами жизнеобе-
спечения;
зонирование внутреннего про-
странства вокзала.
Энергосбережение
Основанием для экстренной опти-
мизации энергопотребления вок-
зала стало несоответствие между
количеством тепловой и электри-
ческой энергии, потребляемым
объектом, и современными тре-
бованиями стандартов. Выбор необ-
ходимых мероприятий был сделан
на основе нормативных показате-
лей – для территорий с показате-
лем менее 4000 градусо-суток в со-
ответствии с Федеральным законом
от 23.11.2009 г. № 261‑ФЗ «Об энер-
госбережении и о повышении энер-
гетической эффективности и о вне-
сении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации».
До реконструкции здание вокза-
ла потребляло 173 кВт
ч/(м
2
год) те-
пловой энергии и 26 кВт
ч/(м
2
год)
электрической, что не отвечало тре-
бованию ФСТ России для реконструи-
руемых объектов ОАО «РЖД» –
не более 30 кВт
ч/(м
2
год).
Наименование:
железнодорож­
ный вокзал.
Расположение:
Анапа (Россия).
Общая площадь –
45 089 м
2
:
здание вокзала –
4 800 м
2
;
платформы –
10 651 м
2
;
прилегающая территория –
21 877 м
2
.
Пассажиропоток –
1 850 чел./день.
Летний пик пассажиропотока –
10 000 чел./день.
Завершение строительства:
1987 год.
Предыдущий ремонт (фасадная
часть):
2005 год.
О Б Щ А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я
Потребление теплоты (отопле­
ние и ГВС) –
1,039 MВт•ч/год
(173 кВт•ч/(м
2
•год)).
Потребление электричества –
185,846 МВт•ч/год
(26 кВт•ч/(м
2
•год)).
Водопотребление –
9 000 м
3
/год
(1 500 л/(м
2
•год)).
Нагрев воды:
электрический про­
точный нагреватель.
Система вентиляции:
не функцио­
нировала.
Система дождевой канализации:
не функционировала.
Д о р е к о н с т р у к ц и и
1...,53,54,55,56,57,58,59,60,61,62 64,65,66,67,68,69,70,71,72,73,...128