Зима 2013 З Д А Н И Я В Ы С О К И Х Т Е Х Н О Л О Г И Й
17
шенных городов. Но сохранить это
положение в эпоху индустриально-
го строительства оказалось невоз-
можным, а последующие события,
в которых главным персонажем
стал панельный дом, и вовсе почти
покончили с архитектурой. Лидер-
ство захватили строители, а архи-
текторам доставалась роль вино-
вников.
Серьезные неудачи в градостро-
ительной сфере, в области форми-
рования среды, систем инженерно-
го обеспечения и т. д. – эти ошибки,
которые трудно приписать одним
архитекторам, привели к тому, что
именно их авторитет сильнее всего
пострадал.
Работая над проектом, инженеры
совместно с заказчиками и другими
членами команды не должны забы-
вать архитектора.
Хай-тек, высокие технологии – это
особый мир, опирающийся на сфор-
мированную систему образов. Не бу-
дет преувеличением назвать именно
архитекторов создателями хай-тека
как стиля и как особого рода художе-
ственного языка. Первым и самым
ярким манифестом этого стиля стал,
конечно, Центр Помпиду – здание,
в котором все инженерные системы
были расположены снаружи, инициа-
тива архитекторов. При создании та-
ких объектов именно инженерия дик-
тует характер архитектуры. Это было
открытие, особая ветвь хай-тека, одна
из самых перспективных, но почему-
то далее невостребованная.
– Как вы относитесь к моде
на зеленые здания?
– Я не думаю, что это мода. Ско-
рее, это веление времени, призыв
к людям быть более мудрыми, бо-
лее сдержанными. Сейчас в мире
большие деньги выделяются на изо-
бретение альтернативных двига-
телей, разработку альтернативных
источников энергии, в том чис-
ле биотоплива. Надеюсь, что вслед
за получением более дешевых энер-
гоносителей будут найдены и другие
системы инженерного обеспечения,
и другие строительные материалы,
и другие технологии.
– Зеленые здания – это,
на ваш взгляд, направление
в архитектуре, система
независимых оценок среды
обитания человека или образ
мышления?
– Образ мышления, который диктует
архитектору выбор форм и проектных
решений при создании среды обита-
ния человека.
Дом, созданный человеком, ориен-
тированным на зеленую идею, будет
абсолютно отличен от творения лю-
дей, не разделяющих эту идею. Тут
дело не только в оценках. Можно го-
ворить о системе ценностей, которые
присутствуют, вне всякого сомнения,
не только в процессе оценки.
– Как вы считаете, изменится ли
строительная индустрия
во второй половине XXI века?
– Вне всякого сомнения. Я думаю, что
эта сфера претерпит едва ли не са-
мые значительные изменения. А оте­
чественная строительная индуст­рия,
которая пребывает в крайне тяжелом
состоянии обязана пережить ради-
кальные изменения.
Международные строительные вы-
ставки грандиозны по масштабу. Это
сотни тысяч квадратных метров за-
полненных экспозиционных площа-
дей. Дерево, стекло, замки, дверные
ручки, и на каждый тип десятки кон-
курентоспособных производителей.
У каждого из зарубежных произ-
водителей есть креативные идеи
и запатентованные решения; огром-
ные деньги и усилия тратятся ими
на научные исследования и на при-
влечение молодых инженеров и ар-
хитекторов. Проводятся конкурсы,
воспитывают детей, поощряя их, от-
бирая самых лучших, умных, талант-
ливых, приглашают их к себе на ра-
боту и т. д. В России все это надо
начинать почти заново.
Беседу провела Марианна Бродач,
вице-президент
профессор
МАрхИ, главный редактор журнала
Стремление к неограничен-
ному использованию высо-
ких технологий вызывает
подчас некую обратную ре-
акцию и ностальгию по низ-
ким технологиям.
Футбольный стадион на 50 000 зрителей
в Краснодаре (проект, 2012 год)
Международный фестиваль
«Зодчество-2012», диплом
Архитекторы: А. В. Боков и др.
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...128