Текущий выпуск
№3 2017
Главная|Журнал|Лето 2013|Интервью с министром
      

Интервью с министром

Алексей Воронцов

В мае 2013 года в должность министра по архитектуре и градостроительству Правительства Московской области вступил Алексей Воронцов, известный архитектор и государственный деятель.

В интервью новый министр делится своим мнением о тренде зеленого строительства, рассказывает о государственной поддержке и пропаганде высоких технологий, о связанных с этим проблемах и задачах, в том числе о сохранении исторических ценностей и об охране окружающей среды.

Вы участвовали в строительстве более 50 объектов. Какие из них вы больше всего любите, какими гордитесь?

– Практически каждый проект был чем-то интересен. Из зарубежных запомнился, например, объект в Иордании. Здесь мне пришлось впервые столкнуться с такой серьезной проблемой, как перегрев здания. Требовалось большое количество оборудования для создания комфортного микроклимата в здании. А это очень дорого и влечет за собой колоссальное потребление электроэнергии. Без внедрения инновационных технологий в этом случае обойтись было нельзя.

Одним из первых объектов, построенных с моим участием в Москве, был велотрек в Крылатском. Мы получили возможность участвовать в проекте, выиграв во всесоюзном архитектурном конкурсе. Наш никому не известный тогда авторский коллектив состоял из молодых специалистов. Я был, например, выпускником МАрхИ, а остальным участникам было не более 35–36. За право участия в проекте пришлось основательно побороться. Нашему коллективу тут же стали предлагать помощь профессора, академики и прочие эксперты. Тем не менее объект удалось построить без их помощи. Велотрек получился действительно очень интересным. На мой взгляд, он и сейчас неплохо смотрится среди современных зданий.

В 80‑х годах я принимал участие в реконструкции Павелецкого вокзала, построенному по проекту архитектора А. Душкина. В этом проекте нам удалось впервые затронуть тему взаимодействия исторической застройки с новой, постмодернистской. На участке строительства находился павильон станции метро «Павелецкая» 1943 года постройки. Были предложения снести наземную часть павильона, но мы придумали решение, позволяющее встроить этот павильон в центральную вестибюльную группу нового вокзала. Таким образом, удалось уважительно отнестись к нашей исторической памяти, максимально сохранив облик московской площади. Сложное техническое решение потребовалось и для организации пассажиропотоков. Необходимо было обеспечить удобство передвижения приезжающих и уезжающих пассажиров поездов как дальнего, так и ближнего следования.

Более новые объекты – офисное здание в Газетном переулке (напротив Телеграфа) – первое полностью стеклянное здание в Москве, а также торговый центр «Наутилус» с его гротесковой формой. С одной стороны, объемно-пространственные решения и деталировка фасадов комплекса «Наутилус» впитывают историю этого места (раньше здесь находилось подворье монастыря, отличающееся сложной композицией с тремя фасадами), а с другой – энергично взаимодействуют с советской застройкой – Метрополем, Политехническим музеем, Детским миром и даже громадами КГБ.

– Используете ли вы в проектах высокие технологии?

– Безусловно. Даже на ранних объектах мы старались внедрять что-то инновационное. Уже в 70‑х годах применяли монолитный бетон. На велотреке использовали тонкую оболочку двоякой кривизны, сборные арки. Все это чистые математические формы. В мире эту технологию тогда еще недостаточно часто применяли, не говоря уже об СССР.

На одном из последних объектов (многофункциональный комплекс на Ленинградском проспекте) применены всевозможные инновационные технические решения. В частности, сделано панорамное остекление. Это многофункциональное стекло, кстати, российского производства. Очень эффективно используется территория застройки. Стилобатная часть и подземная пятиуровневая автостоянка находятся практически в границах участка.

Одна из главных задач сегодня – это создание для подмосковных жителей рабочих мест за пределами Москвы. Необходимо строить многофункциональные комплексы, включающие в себя, помимо офисов, объекты торговли и облуживания. Такое компактное размещение должно создавать комфортные условия для жителей.

– Намечается тенденция переселения москвичей и жителей других регионов в Московскую область. Как вы оцениваете возможности Московской области с точки зрения продвижения инновационных технологий для развития региона?

– Сейчас в Области около 7 млн человек. Но постоянно проживающих меньше. Это так называемая миграция выходного дня – давно сложившаяся и очень хорошая традиция.

Одна из главных задач сегодня – это создание для подмосковных жителей рабочих мест за пределами Москвы. Необходимо строить многофункциональные комплексы, включающие в себя, помимо офисов, объекты торговли и облуживания. Такое компактное размещение должно создавать комфортные условия для жителей.

Что касается инноваций, то и Россия, и Москва, и Московская область открыты для них. Все приветствуется.

– Будет ли поддержка на государственном уровне? Предоставят ли льготы тем, кто будет применять энергоэффективные технологии, снижать энергопотребление, как делается во всем мире,
внедрять добровольное сертифицирование объектов? К примеру, АВОК уже имеет опыт разработки отечественной рейтинговой системы оценки устойчивости среды обитания.

– Конечно, поддержка будет. Во всяком случае пока на уровне пропаганды. Про льготы и сертификацию стоит задуматься.

Необходимость жесткой экономии, дороговизна технологий, их нескорая окупаемость, наличие относительно дешевых энергоносителей не позволяют сейчас массово применять инновационные технологии.

То, к чему пришли, например, развитые европейские страны, у нас еще не применяется. В Баварии солнечные панели можно увидеть практически на каждом здании. И это несмотря на их срок окупаемости в 50 лет. Наше отставание в этом вопросе от других во многом объясняется историческими предпосылками. Достаточно вспомнить, как достигалось благополучие той или иной европейской страны. Прикладывались немалые усилия.

Необходимо быстрее учиться. Рано или поздно энергоносители повысятся в цене. Тогда, возможно, появятся и социальная ответственность, и массовость.

– Но вкладываться все равно необходимо?

– Несмотря на то что высокие технологии дорогостоящие и дают эффект в далекой перспективе, необходимо понимать, что часто это лишь ступенька к еще более прогрессивным технологиям. Если мы не заплатим высокую цену сейчас, то никогда не получим действительно прорывных технологий, которые дадут реальный эффект, экономию и новое качество жизни. Простой пример. Если бы в свое время Леонардо Да Винчи не вкладывался в разработку махолета, пусть и без практического выхода, а братья Райт, вдохновленные его идеями, не сконструировали бы первую модель управляемого самолета, неизвестно, как бы в дальнейшем развивалось самолетостроение. Это в определенном смысле искусство художественного провидения.

– В Европе сейчас разработали дорожную карту зеленого строительства с переходом на строительство зданий с нулевым энергопотреблением. Помимо энергозависимости от других стран, европейцев также беспокоят экологические проблемы.

Несмотря на то что высокие технологии дорогостоящие и дают эффект в далекой перспективе, необходимо понимать, что часто это лишь ступенька к еще более прогрессивным технологиям. Если мы не заплатим высокую цену сейчас, то никогда не получим действительно прорывных технологий, которые дадут реальный эффект, экономию и новое качество жизни.

– По сути понятие «дорожная карта» – это то, что раньше называлось планом организационно-технических мероприятий. Так будет вернее.

Поиск новых источников энергии, экономное энергопотребление, вторичное использование материалов и т. д. – все это необходимо для защиты окружающей среды. И мы это также понимаем, как европейцы. Их опыт может быть очень полезен для нас.

Например, в Мюнхене ветер, дующий с Альп, используется в системе вентиляции. Так, во многих офисных зданиях окна открыты для естественного проветривания. Когда это необходимо, форточки автоматически закрываются и включается система кондиционирования воздуха. Единственное, при сильном ветре может возникать проблема со сквозняками.

Высотное здание Commerzbank во Франкфурте-на-Майне – это настоящий градостроительный объект. Впечатляют его зимние сады, окна специальной конструкции, наличие зон рекреации и др. Норман Фостер показал этим проектом, как должно развиваться трехмерное градостроительство. Конечно, объект очень дорогой. В разы дороже, чем строятся в России. Но к этому необходимо стремиться. Стоит признать, у нас не все так радужно, как в Европе.

Для инвесторов и девелоперов даже небольшое удорожание проекта, как правило, критично. Но мы работаем в этом направлении.

– Вернемся к Московской области. Есть ли конкретные планы по изменению и улучшению Подмосковья?

– Среди первоочередных задач – развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, которая нуждается сейчас в серьезном улучшении. Необходимо не просто строить дороги, а создавать из них систему, развивать транспортные коридоры, и продумывать систему линейного расселения, создавать агломерацию, не обязательно сверхплотную. Для начала соединить два сердца страны – Москву и Санкт-Петербург. В мире это достаточно уникальная ситуация. Могу назвать еще Ливерпуль и Манчестер, между которыми существует короткая связка. Они развиваются, согласованно конкурируя и помогая друг другу. На мой взгляд, два наших города способны помочь России сделать рывок. Постепенно добавятся и другие города.

Новое руководство также твердо высказывается в пользу строительства зданий с ограничением высотности. Это не означает полного запрета высотного строительства в Области. Оно должно быть подчинено четким правилам: проводиться в специально отведенных зонах, согласовываться. Обязательны общественные слушания и открытые процедуры. В отдельных случаях высотное строительство может быть полезно для региона. Необходимо понимать, что от него получит Подмосковье. На это можно пойти, к примеру, если создаются дополнительные рабочие места, не портится исторический облик, внедряются современные технологии, привлекаются новые финансовые ресурсы и т. д.

– Вы просмотрели электронный журнал «Здания высоких технологий». Какое у вас о нем сложилось мнение?

– Журнал мне понравился, я очень рад, что в нашей специальности начали появляться такие солидные СМИ. АВОК взялся за очень нужное сейчас и перспективное направление. Журнал, без сомнения, актуальный. Он позволяет быть в курсе последних тенденций в области проектирования и строительства, воспитывает вкус, учит социальной ответственности, развеивает многие мифы, повышает информативность среди широкой аудитории. Мне как человеку занятому удобен его электронный формат. Я не всегда успеваю просмотреть весь журнал, а на сайте могу сразу найти необходимую информацию. Для себя я отметил, что в журнале широко представлен зарубежный опыт. При этом вы стараетесь по максимуму уделять внимание и российским объектам и технологиям. Желаю вашему журналу процветания, ярких статей, увеличения числа подписчиков.

Беседу провела Марианна Бродач, вице-президент НП «АВОК», профессор МАрхИ, главный редактор журнала «Здания высоких технологий».