Текущий выпуск
№3 2021
Главная|"Регуляторная гильотина": Мнение специалистов

"Регуляторная гильотина": Мнение специалистов



"Регуляторная гильотина" – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Целью реализации "регуляторной гильотины" является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.

По результатам дебатов на различных дискуссионных платформах у специалистов компании Данфосс сформировалось мнение о сути регуляторной гильотины и способах её проведения, с которыми они готовы поделиться с читателями журнала "Энергосбережение".

Грановский В. Л., технический директор:

Существуют значительные сложности при использовании действующих нормативных и распорядительных актов, Приказов и Постановлений региональных и федеральных ведомств, поскольку многие из них не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, содержат ошибки, неточности, многочисленные противоречия. В ряде документов прописаны декларации, но нет порядка их воплощения в жизнь и ответственности за их не исполнение и т. п.

Не меньше сложностей и при разработке новых нормативных документов и стандартов, вызванных несовершенством самого процесса их создания, недостаточной квалификацией разработчиков, давлением и лоббированием со стороны производителей, ресурсоснабжающих организаций (особенно монополистов в своих отраслях), служб эксплуатации и т. п.

Все мы, каждый в своей отрасли, в рамках работы в профильных комитетах и подкомитетах Росстандарта, в Экспертных советах и рабочих группах соответствующих министерств и ведомств пытаемся корректировать неточности, актуализировать устаревшие подходы. Это достаточно трудная работа, поскольку:

  • в значительной степени потеряна подпитка новыми научными идеями, результатами научного анализа новых тенденций, поскольку финансирование науки сведено к минимуму,
  • существуют сложности в обеспечении адекватного финансирования нормотворчества.
  • есть сложности в поиске согласия и компромисса между мнениями различных специалистов (ученых, проектировщиков, представителей служб эксплуатации).
  • ведомства, имеющие право принятия окончательных решений по проблемным вопросам нормотворчества, зачастую руководствуются своими искаженными представлениями о том, что в реальности происходит при практическом применении написанных ими документов.

Однако, указанные проблемы и сложности - не повод, чтобы всё, что наработано десятилетиями отменить «…до основания, а затем…» вновь  в рекордно короткие сроки создавать «правильные» документы. Именно так представляется нам затеянная чиновниками компания, лихо названная «регуляторной гильотиной», ставшая столь неадекватной реакцией на справедливое замечание Президента о несовершенстве нормативно-законодательной базы, относящееся к методам строительства в чрезвычайных обстоятельствах пандемии, 
Обсуждение «регуляторной гильотины» в среде специалистов однозначно свидетельствует о негативном восприятии этой кампании, и уверенности, что ни к чему хорошему она не приведёт, а может лишь породить законодательный хаос. Наша уверенность базируется на нашей практике участия в корректировке/актуализации целого ряда нормативных и распорядительных документов. И, увы, основная масса проблем создаётся внутри ведомств, которым и поручено разработать «новую, совершенную» нормативную базу. 
Спору нет, актуализация документов необходима, нужно отменять устаревшие требования, и «древние» законодательные акты и нормы, мешающие, в частности, проектному, строительному бизнесу. Но делать это нужно точечно, последовательно, не компанейски.