Текущий выпуск
№1 2020
Главная|Журнал|№1 2020|Детский сад нового типа – зеленый проект для крайнего севера
      

Детский сад нового типа – зеленый проект для крайнего севера

Николай Шилкин

В городе Белоярский (ХМАО-Югра) ведутся работы по строительству Детского сада нового типа. Данный проект решает три поставленные задачи: во-первых, создание новой качественной образовательной среды, необходимость которой заложена в современных образовательных программах для дошкольных учреждений ориентированных на ребенка, во-вторых, оптимизация площадей и объемов здания, в-третьих, проектирование энергоэффективного здания в условиях Крайнего Север.

Детский сад нового типа – зеленый проект для  крайнего севера

 

Детский сад рассчитан на 220 детей. Здание имеет сложный план, в котором можно выделить два основных объема: двухэтажный, ориентированный на юг, где расположены детские групповые помещения, раздевалки и санитарные помещения, и объем со скатной кровлей, включающий в себя помещения для занятия спортом, музыкой, плаваньем, административные, а также бытовые и вспомогательные помещения. В центре здания располагается двухсветное пространство, освещенное шедовым фонарем - общая игровая зона для детей.  Групповые помещения функционально выделены в отдельный блок.  Они максимально ориентированы на южную сторону, что дает оптимальные теплопоступления в отопительный период.

 

На первом этаже, для удобства доступа, располагаются групповые помещения для пребывания детей младших возрастных групп. На втором этаже находятся группы для пребывания детей от 3-х до 7 лет с возможностью трансформации в начальные классы. Здание поделено на 3 основных блока, каждый групповой блок имеет свой вход через лестницу в раздевалку. Родители и дети, приходя с улицы в группу, не пересекают общее игровое пространство. Тем самым получили деление на чистую и грязную зону. Групповые помещения включают в себя раздевалку, игровую зону, зону для сна, санитарные помещения, кухню-нишу.  Групповые помещения объединены со спальной зоной, трехъярусные выдвижные кровати располагаются вдоль стен и простенков между окнами. Раздевалки имеют общий объем с групповыми помещениями - их площадь также используется в игровом процессе. Групповые имеют участки стены, остекленные до пола, для визуальной связи с внутренним игровым пространством. Подоконники в групповых располагаются на уровне не выше 400 мм от уровня пола, что обеспечивает визуальную связь детей с внешним миром.  Для удобства родителей и детей под лестницами предусмотрены туалеты, с возможностью использования со стороны уличных игровых площадок. Уход от коридорной системы и оптимизация помещений позволяет уменьшить общую площадь здания до 14,7 м2 на ребенка, при этом увеличить коэфф. игрового пространства с 2-2,5 м2 по нормативам до 10,5 м2 на ребенка, это дает возможность детям активно двигаться и взаимодействовать друг с другом.

 

В центре здания размещено двухсветное пространство - общая игровая зона для детей, которая находится в постоянном доступе. Второй этаж, выходящий в общее игровое пространство, с первым этажом связывает открытая лестница и винтовая горка. В общем игровом пространстве предполагается устройство скалодрома, уютных зон, площадок для игр и места для проведения общественных мероприятий. Музыкальные занятия предполагается проводить в общем пространстве. Трансформируемые перегородки спортивного зала позволяют объединять его с общим игровым пространством. Также есть возможность выделить дополнительное пространство для дополнительных образовательных занятий в помещении спортивного зала.  Основные служебные и административные помещения, а также мастерские и кладовые располагаются в северной части здания.  В непосредственной близости от бассейна расположена группа медицинских помещений. Подсобные помещения кухни также выделены в отдельный блок с независимым входом и загрузкой. С западной стороны, c уровня второго этажа, организован амфитеатр, который также служит эвакуационным выходом, а в зимний период используется как горка для активного времяпрепровождения. Здание смещено к северной границе участка, минимизированы затененные северные территории и техническая зона. В результате оптимизации уличного пространства появилась возможность организации как индивидуальных игровых площадок, так и общих спортивно-игровых зон для развития двигательной активности. ●

 

 

 

Материал подготовлен
Н. В. Шилкиным, Московский архитектурный институт (Государственная академия).