Текущий выпуск
№ 1 2023
Главная|Журнал|№1 2020|МЕГА В России: шведская экосистема на грани фантастики
      

МЕГА В России: шведская экосистема на грани фантастики

Михаил Ефремов

Несколько лет назад шведская компания Ingka Centres задалась целью сертифицировать все свои существующие российские здания торговых центров МЕГА по международному экостандарту BREEAM In-Use. Работа по экологизации помещений и прилегающей территории торговых центров приобрела системный и постоянный характер – с каждым новым сертификатом компания пытается добавить решений, которые улучшат предыдущие технические показатели и сделают пребывание покупателей и сотрудников в ТЦ МЕГА максимально безопасным и комфортным. Многие нормы, взятые за основу для российских гипермаркетов, превышают отечественные. А некоторые решения и вовсе являются уникальными.

Система BREEAM In-Use запущена в 2009 году, в ее основу положен технический стандарт BES 5058. BREEAM In-Use оценивает экологическую эффективность уже построенного здания (asset) и его эксплуатацию (building management). Здания оцениваются по нескольким категориям: энергопотребление и энергосбережение, водопотребление, материалы, создание комфортной среды, управление отходами, транспорт, землепользование и биоразнообразие. Система может быть применена к объекту по истечении одного года с момента ввода здания в эксплуатацию. BREEAM In-Use направлен на отслеживание экологической эффективности здания в процессе жизнедеятельности, сертификат выдается сроком на один год и требует ежегодного подтверждения. А каждый третий год зданию необходимо заново проходить процедуру сертификации.

На данный момент по BREEAM In-Use сертифицировано четыре гипермаркета МЕГА: МЕГА Химки, МЕГА Дыбенко, МЕГА Ростов-на-Дону и МЕГА Казань. Асессором во всех случаях выступала международный оценщик Ксения Агапова. Пока все сертифицированные гипермаркеты прошли эту процедуру по первому разу, а к следующей сертификации имеющиеся показатели предполагается улучшить.

Кроме того, существует соревновательный момент между самими торговыми центрами: сравнивая показатели, команда каждого гипермаркета старается выработать решения, которые позволят еще сильнее оптимизировать энерго- и водопотребление или внедрить новые технологии, позволяющие создать еще более безопасные и комфортные условия для сотрудников и посетителей магазина.

Но основная задача сертификации заключалась в том, чтобы упорядочить все эти процессы, позволить компании делать работу по экологизации зданий и прилегающих территорий на системном уровне. Это и было осуществлено по нескольким направлениям.

Энергоэффективность и ресурсосбережение

На каждом объекте МЕГА работает система энергоменеджмента, с помощью которой ведется учет энергопотребления: отдельно по каждому арендатору (кто и сколько тратит энергии) и отдельно по системам (вентиляции, кондиционирования, отопления и т. д.). Такой детализированный учет позволяет грамотно управлять энергопотреблением: таким образом в компании понимают, где и за счет чего можно оптимизировать энергопотребление.

Например, в каждом торговом центре МЕГА установлена приточно-вытяжная вентиляция. Это одна из самых энергоемких систем для данного типа объектов. Ее режим работы регулируется датчиком СО2: при увеличении числа посетителей возрастает концентрация СО2 и вентиляция начинает подавать больше воздуха. Это позволяет не только экономить энергию, но и создавать качественный микроклимат.

Также перед проведением сертификации во всех ТЦ МЕГА была проведена замена осветительного оборудования на LED. Более того, в большинстве гипермаркетов в технических зонах установлены датчики присутствия людей. Каждый ТЦ МЕГА имеет документ, составленный по результатам энергетического обследования, – энергопаспорт.

В МЕГА Казань, помимо прочего, установлены возобновляемые источники энергии – солнечные батареи, которые вырабатывают около 1 % необходимой энергии (что дает объекту дополнительные баллы по BREEAM). Торговый центр МЕГА, расположенный в Омске, еще только проходит процедуру сертификации, но ожидается, что экономия здесь будет существеннее, поскольку доля зеленой энергии, генерируемой солнечными батареями, здесь вырастет до 5 % от необходимого уровня энергопотребления.

Аналогичный подход действует и в водоснабжении. Во всех торговых комплексах МЕГА установлена водосберегающая сантехника с инфракрасными датчиками и двумя кнопками смыва. Экономно использует воду и другое сантехническое оборудование, например посудомойки.

 

Здоровье и комфортная среда

В рамках сертификации BREEAM In-Use оценивается влияние внутренней среды на здоровье и удобство как посетителей ТЦ, так и обслуживающего персонала.

 

Персонал ТЦ

Именно на сотрудников ТЦ обращено основное внимание стандарта, поскольку они проводят в здании большую часть своего времени. В результате на постоянных рабочих местах в обязательном порядке должны быть соблюдены требования по уровню естественного освещения. В общественных пространствах также предусмотрены большие объемы ленточного остекления и поступление солнечного света через световые фонари или специальные люки. Многократные исследования показали, что чем больше в торговом центре используется естественное освещение, тем больше времени посетители проводят в здании и тем больше покупок делают.

То же самое с естественной вентиляцией. В каждом офисном помещении ТЦ МЕГА окна открываются для проветривания и осуществляется термальный контроль. Кроме того, для всех сотрудников в свободном доступе чистая питьевая вода (установлены кулеры) и организованы кухни, где можно разогреть пищу.

Вообще все организации, сертифицирующиеся по BREEAM, должны проходить специальную оценку условий труда (СОУТ). Однако часто эта процедура выполняется формально, поэтому баллы по BREEAM это обычно не приносит. ТЦ МЕГА являются исключением – здесь крайне тщательно проходят СОУТ: отслеживается световая среда, акустический комфорт сотрудников и многие другие параметры. Все это дает дополнительные баллы.

Маломобильные группы населения

Особое внимание во всех ТЦ МЕГА уделено организации доступности среды для маломобильных групп населения. В компании Ingka Centres в этом направлении разработаны свои внутренние требования, которые существенно многочисленнее российских. Например, в ТЦ МЕГА с одной стороны стойки ресепшен имеется заниженная часть, чтобы человеку на инвалидной коляске было удобно подъехать. Во многих ТЦ МЕГА для облегчения передвижения можно взять дополнительные кресла-коляски. Также организованы парковки для инвалидов, а каждая информационная табличка продублирована сообщением, написанным шрифтом Брайля. Пол выложен специальными тактильными плитками, чтобы инвалиды могли перемещаться безопасно.

Наружная часть территории в большинстве случаев расположена на одном уровне со зданием, чтобы передвигаться по парковке было удобно и инвалидам, и покупателям с тележками.

Все перечисленные меры внедряют взвешенно и системно. Компания Ingka сотрудничает с российскими обществами инвалидов, которые консультируют шведскую компанию по этим вопросам. Общественные организации готовят специальные отчеты, и компания Ingka внедряет решения в соответствии с указанными в них рекомендациями.

Вопросы безопасности

Кроме того, во всех ТЦ МЕГА досконально продуманы вопросы безопасности. Как известно, все ТЦ МЕГА представляют собой одноэтажные здания с небольшим двухэтажным «ядром» в виде ресторанных двориков. Сделано это из соображений пожаробезопасности. На каждой входной группе есть лифты или эскалаторы, чтобы людям было удобно проходить.

В большинстве ТЦ МЕГА можно не беспокоиться о безопасности детей. Здесь обустроены детские игровые зоны. При этом разработаны строжайшие процедуры, как эти зоны должны эвакуироваться в чрезвычайных ситуациях. Около каждой игровой зоны обязательно предусмотрен эвакуационный выход. Более того, рядом с каждым эвакуационным выходом есть специальная надувная палатка, чтобы при быстрой эвакуации детей без верхней одежды им было где согреться, дожидаясь на улице помощи.

 

Сохранение материалов

BREEAM In-Use предназначен для существующих зданий, где уже использованы какие-то материалы. Поменять большинство из них на этапе эксплуатации практически невозможно и, более того, не рекомендуется из соображений ресурсоэффективности. Поэтому при сертификации оценивается увеличение срока службы использованных материалов, а не их влияние на человека или экологию. Осуществляется эта задача по двум направлениям.

Первое – это организация безопасности в здании в экстремальных ситуациях, поскольку и террористическая атака, и стихийное бедствие не только создают угрозу для посетителей, но и могут разрушить само здание. Для каждого ТЦ МЕГА в обязательном порядке разработан план действий: как правильно поступать в чрезвычайных ситуациях. Могу сказать однозначно: если случится апокалипсис, надо всем срочно бежать в ТЦ МЕГА, потому что это будет самое безопасное место.

Второе – сохранение материалов в режиме нормальной эксплуатации. Например, во многих торговых центрах установлены специальные отбойники, чтобы тележки при перемещении по торговому залу не врезались в фасады и не разрушали их. Также от внешнего воздействия обязательно должны быть защищены зоны погрузки-разгрузки, чтобы машины в процессе не разрушали оболочку здания. В таких зонах устанавливают специальные металлические щиты и особо прочные ворота.

Раздельный сбор отходов

Мало какие российские организации подходят к вопросу раздельного сбора мусора и утилизации отходов так серьезно, как ТЦ МЕГА. Для шведской компании это норма. Во-первых, в каждом ТЦ МЕГА отведены места, предназначенные именно для накопления отходов. Во-вторых, с полной уверенностью можно утверждать, что отходы, которые собираются в контейнеры для раздельного сбора мусора у торговых центров, утилизируются тоже раздельно. Если происходят какие-то перепланировки, то даже строительные отходы сортируются. Все они отправляются на переработку. Особо тщательно утилизируются и передаются на переработку отходы повышенной опасности.

 

Землепользование и экология

Не так давно торговые центры МЕГА изменили стратегию своего развития: все они должны стать центрами жизни сообществ. Потребитель будет приходить в ТЦ МЕГА не просто что-то купить, но и с кем-то встретиться, посетить какое-то мероприятие. Плейсмейкинг (Placemaking) – сейчас самый актуальный тренд в ритейле.

Решению данной задачи отчасти способствуют и облагороженные территории вокруг гипермаркета, поэтому все ТЦ МЕГА стремятся создать комфортную атмосферу на прилегающих территориях – организовывают парки, проводят там мероприятия. В достижении этой цели можно отметить ТЦ МЕГА Казань. Были проведены специальные изыскания, чтобы понять, какие виды растений произрастают на занимаемой ТЦ территории и как повысить ее биоразнообразие. В результате ландшафтный дизайн был организован таким образом, чтобы максимально встроиться в экосистему и лучше всего соответствовать местности.

Часто в ландшафте применяется имитация гидрологических процессов, чтобы с помощью запруд и отстойников естественным образом очищать воду и направлять ее обратно в почву.

В BREEAM In-Use, кроме прочего, оценивается процент поверхности участка, который занят зелеными насаждениями. Чем он выше, тем больше баллов получает объект.

 

Транспорт

Несмотря на то, что ТЦ МЕГА – объекты с точки зрения логистики сложные, транспортные потоки везде организованы максимально безопасно. Чтобы пешеходы не пересекались с потоком грузового транспорта, все ТЦ МЕГА имеют отдельный грузовой двор и отдельный въезд на парковки для посетителей.

У каждого ТЦ МЕГА транспортные маршруты организованы в зависимости от того, насколько большое разнообразие этих маршрутов существует при ТЦ. Чем выше рейтинг посещаемости, тем большее количество маршрутов идут в ТЦ. Для ряда ТЦ МЕГА обязательно устанавливаются велопарковки как для посетителей, так и для сотрудников. Для удобства пользования велопарковки обустраивают обязательно в крытых местах.

 

Эксплуатация здания

В BREEAM In-Use есть раздел «Building management», который посвящен эксплуатации здания. Им подразумевается системное распространение мер по экологизации здания с вовлечением в этот процесс всех арендаторов ТЦ. Еще до сертификации по BREEAM ТЦ МЕГА выдавал своим арендаторам подробное руководство, как правильно работать в здании. У компании Ingka разработаны специальные программы по вовлечению арендаторов во всевозможные экологические мероприятия, и даже в договорах прописываются определенные экологические обязательства арендатора.

 

Высокие стандарты Ingka

С каждой новой сертификацией МЕГА старается улучшить прежний результат. Но, во-первых, они ограничены с технологической точки зрения: пока невозможно строить «пассивные» торговые центры, все равно нужно потреблять какую-то энергию. В любом проекте компании Ingka нет установки любой ценой достичь нулевого потребления энергии. Во-вторых, все новации внедряются с учетом экономической эффективности, и она не всегда равна экономии энергии. Например, в теплоизоляции свыше определенной толщины «пирога» добавлять утеплитель становится уже неэффективно, потому что сокращение энергопотребления не оправдывает затраченных инвестиций.

Но самое главное, что движет всеми этими преобразованиями, – высокие стандарты, принятые внутри компании. Вся культура Ingka ориентирована на соблюдение и искреннюю веру в свои внутренние высокие социально-этические нормы. Это связано с личностью их основателя, чье имя сейчас носит компания, – Ингвара Кампрада. Компания Ingka стремится привнести свои высокие стандарты во всех странах своего присутствия, пусть даже это и не всегда совпадает с взглядами и привычками местных властей. ●