Проектирование студенческих кампусов
Мария Орлова, Виктор КорсиЗначительная часть эксплуатируемых сегодня в нашей стране университетских комплексов построена во второй половине двадцатого века, поэтому большинство таких зданий имеет высокий уровень износа, как физического, так и морального. Для повышения их комфортности и энергоэффективности требуется проведение масштабных работ по перестройке и реновации.
Следует отметить, что большинство российских университетов и кампусов являются результатом типового проектирования, рассчитанного на значительно меньшее количество студентов, более примитивную научную и спортивную инфраструктуру. Это объясняет отсутствие стартап-площадок для молодых специалистов в большинстве университетов.
Разрозненность учебных и жилых корпусов, изначальные недостатки принятых архитектурно-планировочных решений, объясняют проблемы дальнейшего архитектурного развития кампусов.
Принципы создания современного кампуса
Современный кампус – это не только комплекс зданий, но и обучающие проекты, под которые изменяется учебное пространство. Поэтому обязательно наличие четкой программы развития, которая предусматривает преобразование архитектуры и пространственной структуры ландшафта. Эти идеи проявляются в планировке и функциональном зонировании, а также в архитектурном облике зданий и сооружений.
Современная система инженерного и транспортного обеспечения необходима для полноценного функционирования пространства кампуса. Это предполагает наличие быстрого транспортного доступа из центра города – общественным и частным транспортом (авто, трамвай, метро, ж/д транспорт).
Очевидна необходимость создания комфортной и доступной среды для деятельности. Основные направления реконструкции университетских городов с целью переформатирования их в полноценный кампус должны базироваться на принципах внедрения ресурсосберегающих технологий, обеспечения экологической безопасности.
Интеграция в природный ландшафт – «зеленый кампус». Ландшафт кампуса практически в обязательном порядке должен включать парковые территории, леса, водные пространства. Концепция «зеленого кампуса» использует здания, которые служат рекреационным целям и одновременно являются резервами для дальнейшего расширения.
Сертификация объектов экологического строительства
Растущая потребность в экологически чистых объектах: жилье, промышленных зданиях, офисах, - определяет необходимость в разработке специальных стандартов, с помощью которых возможно оценивать их экологическую эффективность. На сегодняшний день в мире существует более тридцати систем сертификации экологического строительства, учитывающих различные особенности каждой страны (социально-экономическое положение, климат и т. д.).
Наиболее известны и востребованы международные системы стандартизации BREEAM (Великобритания), LEED (США) и DGNB (Германия). В соответствии с данными стандартами для любого здания производят оценку по следующим критериям:
Для учета специфических особенностей российского рынка недвижимости разработан Национальный стандарт ГОСТ Р 54694-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости», адаптированный к нормативной базе РФ (ГОСТы и СНиПы), а также критериям эко-стандартов BREEAM и LEED. Это даёт начало новой экологической архитектуре в России. Российским архитекторам предстоит совершить рывок в направлении инженерно-технической и научной составляющей в области энергоэффективности и энергосбережения, чтобы на равных конкурировать с зарубежными архитекторами.
Вопросы устойчивости архитектуры
На рубеже XX-XXI веков в архитектуре появилось такое понятие как «устойчивая архитектура», т.е. стремление проектировать здания, которые бы находились в равновесии с природой и человеком. Этот термин впервые прозвучал на Конгрессе ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Устойчивая архитектура опирается на приоритет экологического подхода к строительству и эксплуатации зданий. В ней используются экологически безопасные строительные материалы, энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, озеленение крыш и фасадов зданий, устройство зимних садов внутри зданий и др.
В нашей стране законодательными актами регулируется и поощряется строительство «зелёных» зданий. Это предлагает архитекторам начать поиск новых идей развития крупных образовательных и научных комплексов на стыке архитектуры и природы.
На сегодняшний день возникают новые инновационные технологические процессы, позволяющие найти решение для многих экологических проблем. Новейшие разработки в данной сфере применяются и при проектировании университетских кампусов. Современная устойчивая архитектура кампусов призвана «функционировать» согласно законам природы, являться составляющей экосистемы, не нарушая естественного баланса.
Самодостаточность кампуса
Самодостаточным университетским кампусом называется такой, в котором реализуются идеи природно-эквивалентной архитектуры: здания являются одной из составляющих природы и не загрязняют окружающую среду. Подобные кампусы, согласно принципу отношения к потреблению природных ресурсов, можно охарактеризовать как самодостаточные. Самодостаточная модель архитектуры кампусов соответствует представлению об университете как центре интеллектуальной активности и генераторе научных открытий в области современных экотехнологий. Основными тенденциями повышения энергосбережения считаются внедрение принципиально новых типов конструкций зданий, использование эффективных теплоизоляционных материалов, использование энергии солнца, ветра, земли.
Поскольку заказчиком университетских кампусов являются ученые и студенты и они же проектируют данные объекты, то во многих новых университетских зданиях, построенных в разных странах мира, применены новейшие строительные технологии и современные приёмы проектирования.
Студенческий Кампус Repsol в Испании
Новый студенческий Кампус Repsol, расположенный в Мадриде (Испания), можно по праву назвать примером внедрения энергоэффективных технологий. Комплекс был построен в 2013 году на площади 123 тыс. м2 (Архитектор проекта Рафаэль де Ла-Ос). Объект удостоен престижной награды в области зелёного строительства Green Building Council (USGBC). Получен сертификат LEED NC означающий, что здание спроектировано и построено в соответствие с самыми высокими требованиями энергоэффективности.
Расход воды на обслуживание сада минимизирован благодаря, во-первых, подбору растений, идеально подходящих к мадридскому климату, а, во-вторых, использованию для их орошения дождевой воды, собираемой в подземном резервуаре.
Для обслуживания кампуса используются солнечные панели и тепловые насосы (для производства горячей воды).
Комфортная температура внутри комнат комплекса поддерживается самыми современными системами климат-контроля, которые помимо этого контролируют и качество воздуха для дыхания.
Университетский городок Baidu в Китае
Предложенный в Пекине (Китай) проект Кампуса Baidu от ZNA Architects поражает изобилием зелени. Проект нового здания, которое планируется построить, включает различные зелёные решения, такие как светодиодное освещение, солнечные панели, система сбора и использования дождевой воды, очистка сточных вод и многое другое. Конструкция кампуса была составлена таким образом, чтобы на главной улице располагалось сразу несколько мест, предназначенных для встреч, исследований, развлечений, отдыха и приёма пищи. Вся концепция разработки заключается в создании в ограниченном пространстве общественного центра, не потребляющего огромного количества энергии.
Здание площадью 170 тыс. м2 будет выполнено в виде кольца, внутри которого будут размещены ботанический сад и «зелёные» зоны отдыха. Стеклянная крыша будет пропускать к его помещениям максимум солнечного света, тем самым сокращая затраты на освещение.
Озеленение университетских зданий как способ энергосбережения
В настоящее время можно выделить несколько направлений в озеленении университетских зданий: озеленение крыш (горизонтальные поверхности); озеленение фасадов (вертикальные поверхности); озеленение за счёт новых экологических материалов. Приведем несколько примеров.
Кампус Ewha в Южной Корее
Оригинальное здание негосударственного женского университета в Сеуле – «Комплекс Кампуса Ихва» (Ewha Campus Complex, ECC) спроектировал Доминик Перро в 2008 году.
Крышей кампуса стал сад, который летом защищает внутреннее пространство от жары, а зимой от холода. Для нормального функционирования отопительной системы предложен так называемый «термический лабиринт»: множество металлических батарей, которые вьются по потолку помещения, соединяясь с трубами, выходящими наружу. Таким образом обеспечивается циркуляция свежего воздуха внутри кампуса. Повышают экономию и практичное использование дождевой воды – для неё созданы специальные резервуары, откуда воду распространяют для функционирования санузлов.
Калифорнийская академия наук в США
Калифорнийская академия наук (California Academy of Sciences), созданная в 1853 году, полностью преобразилась в 2008 году. Проект старейшего музея естественной истории и научно-исследовательского центра на западе США был разработан итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Здание соответствует самым высоким нормам и стандартам LEED. Его отличительной особенностью является «зелёная» крыша площадью более 10 тыс. м2, позволяющая обойтись без кондиционирования помещений, и обладающая хорошими теплоизолирующими свойствами. Здание потребляет на 30-35 % меньше энергии, в отличие от аналогичных построек, в которых не используются современные энергоэффективные технологии. На зелёной крыше установлено около 62 тыс. фотогальванических элементов, которые вырабатывают почти 213 тыс. кВт ч экологически чистой энергии в год (около 5 % необходимой зданию энергии); а также являются дополнительным теплоизоляционным слоем.
Вопросы экологической безопасности
Применение при строительстве экологически чистых материалов и материалов с возможностью их повторного использования или экологически безопасной переработки стало нормой при строительстве новых зданий университетов. Одной из особенностей современной архитектуры стал знак «экологической безопасности». Среди критериев оценки «зелёных» университетов:
Опасность непродуманных решений
Однако сегодня, изучив опыт достаточного числа проектов, спроектированных и построенных под лозунгом «зеленая архитектура» или экологическая архитектура, можно предположить кризис данного направления. Часто цель быть в русле модного направления приводила к созданию формальных, экологически не продуманных примеров архитектурной мысли, например проект Anara Tower в Дубае (ОАЭ) с огромным не вращающимся ветряком, играющим чисто символическую, декоративную роль. Большинство проектов «зеленой архитектуры» оказались чрезмерно дорогими и не выдержали конкуренции с традиционными примерами, в результате чего не получили широкого распространения, особенно в период экономического кризиса.
Экологические требования в архитектурном проектировании и строительстве должны стать необходимой нормой, также как и энергосберегающие технологии, пожарная безопасность, удобство для маломобильных групп населения. Но примеры «зеленой архитектуры» останутся, скорее всего, лишь экспериментальными показательными примерами, и не будут иметь массового внедрения.
Сегодня наша страна нуждается в обновлении структуры высшего образования, которое привело бы к скачку в сфере новейших технологий и научных разработок. В 2003 году Россия, приняв условия Болонской конвенции, взяла курс на вхождение в состав единого европейского пространства высшего образования. Крупные российские университеты сейчас активно пытаются либо создавать на новом месте, либо принципиально реконструировать свои кампусы.
Литература
Чтобы проголосовать за статью, напишите комментарий и сделайте репост в социальных сетях.
Голосование продлится до 7 октября.
Подведение итогов 7- 12 октября.
Награждение победителей 23-25 октября во время конференции «Умные технологии Москвы - энергоэффективного города».