Текущий выпуск
№3 2019
Главная|Журнал|№3 2019|О достоверности учета тепловой энергии в Хабаровске
      

О достоверности учета тепловой энергии в Хабаровске

С. Н. Канев

Достоверность учета тепловой энергии напрямую связана с обслуживанием узлов учета тепловой энергии (УУТЭ): чем лучше налажена работа по обслуживанию, тем точнее данные приборов учета и наоборот. Рассмотрим проблемы, существующие в данной области, на примере Хабаровска.

На сегодняшний день достоверность учета тепловой энергии в Хабаровске вызывает большие сомнения. А ведь хабаровская система обслуживания УУТЭ 10–20 лет назад была в числе передовых в Российской Федерации. Причинами деградации этой системы обслуживания стали, во-первых, несоответствие реалиям сегодняшнего дня нормативно-правовой базы, касающейся сферы обслуживания УУТЭ, а во-вторых, организационные изменения в структуре теплоснабжающей организации (ТСО). Рассмотрим обе причины подробнее. 

Причина 1. Несоответствие нормативно-правовой базы 

На ухудшение качества работ по обслуживанию повлияли три фактора:

  • в 2013 году приняты новые правила учета тепловой энергии и теплоносителя , которые отменили правила, действовавшие с 1995 года, где было прописано, что работы по обслуживанию узлов учета, связанные с демонтажем, поверкой и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированной организации, имеющей лицензию Главгосэнергонадзора на право выполнения таких работ (п. 9.3). В новых правилах не указано, кто может привлекаться к работам по обслуживанию УУТЭ. Следовательно, обслуживать УУТЭ могут любые физические и юридические лица.
  • В 2011 году были отменены лицензии на ремонт средств измерений, входящих в состав УУТЭ, выдаваемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. До 2011 года обслуживанием УУТЭ могли заниматься только лицензированные организации, то есть имеющие ремонтно-поверочную базу для ремонта средств измерений, входящих в состав узла учета, и обученный квалифицированный персонал. Теперь право на обслуживание узлов учета имеют любые физические и юридические лица.
  • Внедрение в 2013 году аукционной системы при выборе обслуживающей организации в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ . Основным аргументом при заключении контракта на обслуживание узла учета тепловой энергии стала цена. Используя огрехи в существующем законодательстве, обслуживанием узлов учета тепловой энергии могут заниматься любые юридические и физические лица, не имеющие ни ремонтно-поверочной базы, ни квалифицированных специалистов, предлагающие минимальную цену.

На рынке обслуживания в Хабаровске на сегодняшний день наблюдается около 20 таких подрядчиков-шабашников, которые при проведении закупок в виде аукциона снижают цену от первоначальной цены контракта в 3–5 раз.

А ведь узлы учета тепловой энергии и автоматизированные тепловые пункты – это объекты повышенной опасности, и к их эксплуатации (обслуживанию) должны привлекаться только те лица, которые в соответствии с правилами эксплуатации таких объектов получили соответствующее обучение и имеют разрешение на проведение таких работ. Однако это обстоятельство не принимается во внимание, а недобросовестные подрядчики даже жалуются в антимонопольный комитет, когда заказчики вносят в техническую аукционную документацию требование о наличии опыта работы и квалифицированных специалистов.

Укажем еще на одно несоответствие нормативно-правовой базы. В соответствии с законодательством РФ в области теплоснабжения для объектов ЖКХ приоритетным является Жилищный кодекс РФ, а для других объектов – Гражданский кодекс РФ. Иногда требования этих двух документов не соответствуют друг другу, из-за чего возникают противоречия при расчетах за потребленную тепловую энергию (см. пример) .

Пример. Произошел спор между потребителем (ТСЖ) и теплоснабжающей организацией (ТСО) в части оплаты коммунального ресурса на нужды теплоснабжения в МКД при временном отключении приборов учета тепла. В этом случае определение фактического отпуска тепловой энергии производится расчетным путем. ТСО начислила потребителю плату за потребленное тепло, руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ по проектной договорной нагрузке, а ТСЖ потребовало начислить плату по нормам Жилищного кодекса РФ с учетом нормативов потребления коммунального ресурса на отопление и ГВС.

При этом годовая разница между начисленным по счетам-фактурам ТСО и начисленным в соответствие с нормативами составила 28 707 руб.

УФАС признало ТСО виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, и применило к ТСО меру ответственности в виде административного штрафа в размере 1 072 140 руб., т. е. одной сотой от выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение (Постановление № 1 УФАС по Хабаровскому краю «О наложении штрафа по делу № 3-04/3 об административном правонарушении» от 6 апреля 2010 года).

Причина 2. Организационные изменения в структуре ТСО

На территории Хабаровского края действуют две энергоснабжающие организации, входящие в структуру ПАО «РусГидро»: поставщик тепловой энергии – АО «ДГК» и поставщик электроэнергии – ПАО «ДЭК». С 1 апреля 2018 года часть функций теплоснабжения была передана от АО «ДГК» в ПАО «ДЭК». Формально это связано с введением единой квитанции за тепло и электроэнергию для жителей Хабаровского края.

Это перераспределение еще более ухудшило ситуацию в области достоверности учета тепловой энергии и теплоносителя:

Во-первых, функция контроля за приборами учета осталась в АО «ДГК», а приемка и проверка отчетов потребителей о теплопотребления объекта отдана ПАО «ДЭК». В результате проверка работоспособности узла учета и готовность его к эксплуатации перед отопительным периодом превратилась в формальность.

Бывают случаи, когда приборы учета полностью неработоспособны, а в акте указывается, что они пригодны для осуществления коммерческого учета.

Во-вторых, в разы увеличилось количество расчетчиков, но квалификация их снизилась.

Наличие большого количества расчетчиков объясняется не только их низкой квалификацией, но и низкой эффективностью работы в целом. В век цифровых технологий алгоритм работы такой: представитель потребителя передает в центр отчет о теплопотреблении или на бумажном носителе, или в электронном виде. Затем данные из этого отчета расчетчик вручную переносит в таблицу в программе Excel, и на основании этих данных выписываются акты приемки-передачи показаний и счета-фактуры на оплату. Представитель потребителя получает в расчетном центре под подпись эти документы, забирает и подписывает акт и снова приносит его в расчетный центр. То есть потребитель должен как минимум два-три раза посетить расчетный центр и отстоять очередь.

Цифровизация учета энергоносителей

Выход из ситуации – автоматизировать процедуру учета и тепла, и электроэнергии, что мы и предлагали ПАО «РусГидро». Еще 10 лет назад мы продемонстрировали представителям Хабаровской теплосетевой компании (ХТСК) программу автоматизированного учета энергоресурсов «ЛЭРС УЧЕТ», позволяющую в течение нескольких минут в режиме удаленного доступа формировать как отчет о теплопотреблении конкретного объекта, так и счет-фактуру для оплаты поставленного тепла. Несмотря на то, что программа была оценена по достоинству и предлагалась бесплатно, решения по ее использованию не последовало.

Несмотря на указы президента и постановления Правительства РФ о цифровизации, работа в направлении учета энергоресурсов в Хабаровске практически отсутствует. Все упирается в человеческий фактор: чиновникам это неинтересно. Ведь внедрение цифровизации в области учета энергоресурсов приводит к прозрачности расчетов и, следовательно, к их достоверности.
Отметим, что в некоторых регионах России ситуация с достоверностью учета не такая удручающая, например в Казани [1]. Чтобы улучшить работу в АО «ТатЭнерго» была создана и внедрена автоматизированная система, обеспечивающая ежесуточный съем архивных данных с приборов учета тепловой энергии и ГВС, что позволило:

  • существенно сократить период расчетов (на 3 дня!);
  • сократить число посещений потребителями офисов по работе с клиентами и количество обращений по вопросу перерасчетов;
  • уменьшить количество «прибористов» и «расчетчиков»;
  • сделать информацию о теплопотреблении прозрачной и достоверной;
  • фиксировать факты воровства;
  • увеличить плату за тепло на 1 % с каждого отчета о теплопотреблении.

Однако в большинстве других регионов РФ ситуация с достоверностью учета тепловой энергии аналогична хабаровской, например в Дмитровграде Ульяновской области [2].

Выход из ситуации

Создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов

Первым шагом для выхода из создавшейся ситуации является создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов (далее – ОКУ ЭР). ОКУ ЭР – это независимая организация, которая играет роль буфера между поставщиком и потребителем энергоресурсов, разрешая конфликтные ситуации в области учета между этими сторонами.

Главная цель ОКУ ЭР – объективный контроль за достоверностью измерений энергоресурсов, то есть обеспечение достоверности учета энергоресурсов. Основные задачи ОКУ ЭР:

  • повышение качества обслуживания УУТЭ;
  • сбор, анализ и передача получаемой от приборов учета информации заинтересованным лицам;
  • повышение достоверности учета за счет внедрения автоматизированных систем учета энергоресурсов, то есть обеспечение прозрачности расчетов при оплате тепловой энергии.

Нормативно-законодательная база по созданию ОКУ ЭР в РФ на сегодняшний день отсутствует. Существует концепция проекта федерального закона «Об организации коммерческого учета энергоресурсов на розничном рынке», где прописаны общие положения, но уже более 5 лет она остается концепцией и не приняла форму закона.

Несмотря на отсутствие нормативной базы в отдельных регионах появились ОКУ ЭР. Так, например, в Москве в 2013 году создан единый независимый оператор коммерческого учета ГБУ «ЕИРЦ», который осуществляет эксплуатацию общедомовых узлов учета, снятие и предоставление на договорной основе показаний узлов учета ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям. За ОАО «МОЭК» в сфере коммерческого учета тепла остается только выдача технических условий на установку и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом никаких нареканий со стороны антимонопольного органа на нарушение антимонопольного законодательства не поступало. В Санкт-Петербурге создан ОКУ ЭР на базе консорциума «Логика-энергомонтаж», который занимается всем комплексом работ, связанных с монтажом и обслуживанием узлов учета тепловой энергии.

Создание саморегулируемой организации операторов коммерческого учета энергоресурсов

Следующим шагом после создания ОКУ ЭР является объединение их в саморегулируемые организации (далее – СРО «ОКУ ЭР»).
Главной целью образования СРО «ОКУ ЭР» является формирование единого методологического подхода, системы стандартов и правил по монтажу, техническому обслуживанию и эксплуатации узлов учета, что гарантирует надежность, защищенность, достоверность учета энергоресурсов и защищает рынок данного вида услуг от недобросовестных сервисных организаций.

Несмотря на то, что в России на сегодняшний день отсутствует нормативная база по созданию СРО «ОКУ ЭР», в некоторых регионах такие организации действуют на добровольной основе, например: СРО НП «ЭСМО» в Москве – вид деятельности: обслуживание узлов учета тепловой энергии; СРО «Ассоциация ОППУ «Метрология энергосбережения» в Санкт-Петербурге, в состав которых входят организации из разных регионов РФ.

Несмотря на то, что эти СРО не имеют под собой законодательной базы и действуют на добровольной основе, энергосберегающие организации в отдельных регионах признают эти СРО и взаимодействуют с ними.

В заключение можно сделать вывод, что для повышения достоверности учета энергоресурсов в Хабаровске необходимо:

  1. Внедрить электронный документооборот потребленных ресурсов, используя автоматизированную систему снятия показаний с узлов учета, внесенную в Госреестр средств измерений РФ и совмещенную с бухгалтерскими программами (например, «1С: Бухгалтерия»). Это позволит организовать сквозной документооборот, начиная со снятия показаний с приборов учета и заканчивая выдачей платежных документов, что, в свою очередь, приведет к сокращению количества «расчетчиков» и ошибок, связанных с человеческим фактором.
  2. Создать институт операторов коммерческого учета энергоресурсов и СРО операторов коммерческого учета, приняв соответствующие нормативные документы на уровне правительства Хабаровского края.

Литература

  1. Мирсиянов Р. Р. Простой путь повышения производительности труда при теплосбытовой деятельности // Энергосовет. 2018. № 4 (54).
  2. Колесников А. Н. Оператор коммерческого учета: текущее состояние вопроса и оценка перспективности данного бизнеса // Новости теплоснабжения. 2014. № 7 (167).

_______________________________________________

1 Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Другие примеры приведены в полной версии статьи в электронном виде

4 Функции указаны в полной версии статьи

5 Подтверждение приведено в полной версии статьи

«Энергосбережение» № 4-2019

Чтобы проголосовать за статью, напишите комментарий и сделайте репост в социальных сетях.

Голосование продлится до 7 октября.

Подведение итогов 7- 12 октября.

Награждение победителей 23-25 октября во время конференции «Умные технологии Москвы - энергоэффективного города».


нормативно-правовая база