О достоверности учета тепловой энергии в Хабаровске
С. Н. КаневНа сегодняшний день достоверность учета тепловой энергии в Хабаровске вызывает большие сомнения. А ведь хабаровская система обслуживания УУТЭ 10–20 лет назад была в числе передовых в Российской Федерации. Причинами деградации этой системы обслуживания стали, во-первых, несоответствие реалиям сегодняшнего дня нормативно-правовой базы, касающейся сферы обслуживания УУТЭ, а во-вторых, организационные изменения в структуре теплоснабжающей организации (ТСО). Рассмотрим обе причины подробнее.
На ухудшение качества работ по обслуживанию повлияли три фактора:
На рынке обслуживания в Хабаровске на сегодняшний день наблюдается около 20 таких подрядчиков-шабашников, которые при проведении закупок в виде аукциона снижают цену от первоначальной цены контракта в 3–5 раз.
А ведь узлы учета тепловой энергии и автоматизированные тепловые пункты – это объекты повышенной опасности, и к их эксплуатации (обслуживанию) должны привлекаться только те лица, которые в соответствии с правилами эксплуатации таких объектов получили соответствующее обучение и имеют разрешение на проведение таких работ. Однако это обстоятельство не принимается во внимание, а недобросовестные подрядчики даже жалуются в антимонопольный комитет, когда заказчики вносят в техническую аукционную документацию требование о наличии опыта работы и квалифицированных специалистов.
Укажем еще на одно несоответствие нормативно-правовой базы. В соответствии с законодательством РФ в области теплоснабжения для объектов ЖКХ приоритетным является Жилищный кодекс РФ, а для других объектов – Гражданский кодекс РФ. Иногда требования этих двух документов не соответствуют друг другу, из-за чего возникают противоречия при расчетах за потребленную тепловую энергию (см. пример) .
Пример. Произошел спор между потребителем (ТСЖ) и теплоснабжающей организацией (ТСО) в части оплаты коммунального ресурса на нужды теплоснабжения в МКД при временном отключении приборов учета тепла. В этом случае определение фактического отпуска тепловой энергии производится расчетным путем. ТСО начислила потребителю плату за потребленное тепло, руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ по проектной договорной нагрузке, а ТСЖ потребовало начислить плату по нормам Жилищного кодекса РФ с учетом нормативов потребления коммунального ресурса на отопление и ГВС.
При этом годовая разница между начисленным по счетам-фактурам ТСО и начисленным в соответствие с нормативами составила 28 707 руб.
УФАС признало ТСО виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, и применило к ТСО меру ответственности в виде административного штрафа в размере 1 072 140 руб., т. е. одной сотой от выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение (Постановление № 1 УФАС по Хабаровскому краю «О наложении штрафа по делу № 3-04/3 об административном правонарушении» от 6 апреля 2010 года).
На территории Хабаровского края действуют две энергоснабжающие организации, входящие в структуру ПАО «РусГидро»: поставщик тепловой энергии – АО «ДГК» и поставщик электроэнергии – ПАО «ДЭК». С 1 апреля 2018 года часть функций теплоснабжения была передана от АО «ДГК» в ПАО «ДЭК». Формально это связано с введением единой квитанции за тепло и электроэнергию для жителей Хабаровского края.
Это перераспределение еще более ухудшило ситуацию в области достоверности учета тепловой энергии и теплоносителя:
Во-первых, функция контроля за приборами учета осталась в АО «ДГК», а приемка и проверка отчетов потребителей о теплопотребления объекта отдана ПАО «ДЭК». В результате проверка работоспособности узла учета и готовность его к эксплуатации перед отопительным периодом превратилась в формальность.
Бывают случаи, когда приборы учета полностью неработоспособны, а в акте указывается, что они пригодны для осуществления коммерческого учета.
Во-вторых, в разы увеличилось количество расчетчиков, но квалификация их снизилась.
Наличие большого количества расчетчиков объясняется не только их низкой квалификацией, но и низкой эффективностью работы в целом. В век цифровых технологий алгоритм работы такой: представитель потребителя передает в центр отчет о теплопотреблении или на бумажном носителе, или в электронном виде. Затем данные из этого отчета расчетчик вручную переносит в таблицу в программе Excel, и на основании этих данных выписываются акты приемки-передачи показаний и счета-фактуры на оплату. Представитель потребителя получает в расчетном центре под подпись эти документы, забирает и подписывает акт и снова приносит его в расчетный центр. То есть потребитель должен как минимум два-три раза посетить расчетный центр и отстоять очередь.
Выход из ситуации – автоматизировать процедуру учета и тепла, и электроэнергии, что мы и предлагали ПАО «РусГидро». Еще 10 лет назад мы продемонстрировали представителям Хабаровской теплосетевой компании (ХТСК) программу автоматизированного учета энергоресурсов «ЛЭРС УЧЕТ», позволяющую в течение нескольких минут в режиме удаленного доступа формировать как отчет о теплопотреблении конкретного объекта, так и счет-фактуру для оплаты поставленного тепла. Несмотря на то, что программа была оценена по достоинству и предлагалась бесплатно, решения по ее использованию не последовало.
Несмотря на указы президента и постановления Правительства РФ о цифровизации, работа в направлении учета энергоресурсов в Хабаровске практически отсутствует. Все упирается в человеческий фактор: чиновникам это неинтересно. Ведь внедрение цифровизации в области учета энергоресурсов приводит к прозрачности расчетов и, следовательно, к их достоверности.
Отметим, что в некоторых регионах России ситуация с достоверностью учета не такая удручающая, например в Казани [1]. Чтобы улучшить работу в АО «ТатЭнерго» была создана и внедрена автоматизированная система, обеспечивающая ежесуточный съем архивных данных с приборов учета тепловой энергии и ГВС, что позволило:
Однако в большинстве других регионов РФ ситуация с достоверностью учета тепловой энергии аналогична хабаровской, например в Дмитровграде Ульяновской области [2].
Создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов
Первым шагом для выхода из создавшейся ситуации является создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов (далее – ОКУ ЭР). ОКУ ЭР – это независимая организация, которая играет роль буфера между поставщиком и потребителем энергоресурсов, разрешая конфликтные ситуации в области учета между этими сторонами.
Главная цель ОКУ ЭР – объективный контроль за достоверностью измерений энергоресурсов, то есть обеспечение достоверности учета энергоресурсов. Основные задачи ОКУ ЭР:
Нормативно-законодательная база по созданию ОКУ ЭР в РФ на сегодняшний день отсутствует. Существует концепция проекта федерального закона «Об организации коммерческого учета энергоресурсов на розничном рынке», где прописаны общие положения, но уже более 5 лет она остается концепцией и не приняла форму закона.
Несмотря на отсутствие нормативной базы в отдельных регионах появились ОКУ ЭР. Так, например, в Москве в 2013 году создан единый независимый оператор коммерческого учета ГБУ «ЕИРЦ», который осуществляет эксплуатацию общедомовых узлов учета, снятие и предоставление на договорной основе показаний узлов учета ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям. За ОАО «МОЭК» в сфере коммерческого учета тепла остается только выдача технических условий на установку и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом никаких нареканий со стороны антимонопольного органа на нарушение антимонопольного законодательства не поступало. В Санкт-Петербурге создан ОКУ ЭР на базе консорциума «Логика-энергомонтаж», который занимается всем комплексом работ, связанных с монтажом и обслуживанием узлов учета тепловой энергии.
Создание саморегулируемой организации операторов коммерческого учета энергоресурсов
Следующим шагом после создания ОКУ ЭР является объединение их в саморегулируемые организации (далее – СРО «ОКУ ЭР»).
Главной целью образования СРО «ОКУ ЭР» является формирование единого методологического подхода, системы стандартов и правил по монтажу, техническому обслуживанию и эксплуатации узлов учета, что гарантирует надежность, защищенность, достоверность учета энергоресурсов и защищает рынок данного вида услуг от недобросовестных сервисных организаций.
Несмотря на то, что в России на сегодняшний день отсутствует нормативная база по созданию СРО «ОКУ ЭР», в некоторых регионах такие организации действуют на добровольной основе, например: СРО НП «ЭСМО» в Москве – вид деятельности: обслуживание узлов учета тепловой энергии; СРО «Ассоциация ОППУ «Метрология энергосбережения» в Санкт-Петербурге, в состав которых входят организации из разных регионов РФ.
Несмотря на то, что эти СРО не имеют под собой законодательной базы и действуют на добровольной основе, энергосберегающие организации в отдельных регионах признают эти СРО и взаимодействуют с ними.
В заключение можно сделать вывод, что для повышения достоверности учета энергоресурсов в Хабаровске необходимо:
Литература
_______________________________________________
1 Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
2 Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3 Другие примеры приведены в полной версии статьи в электронном виде
4 Функции указаны в полной версии статьи
5 Подтверждение приведено в полной версии статьи
Чтобы проголосовать за статью, напишите комментарий и сделайте репост в социальных сетях.
Голосование продлится до 7 октября.
Подведение итогов 7- 12 октября.
Награждение победителей 23-25 октября во время конференции «Умные технологии Москвы - энергоэффективного города».