Текущий выпуск
№3 2019
Главная|Журнал|№3 2019|Гипермакет «Глобус»
      

Гипермакет «Глобус»

Ксения Агапова

В России растет число объектов, на этапе проектирования или в процессе эксплуатации которых предусматривается внедрение мер по минимизации энергопотребления и негативного влияния на окружающую среду, а также по обеспечению высокого качества среды обитания. В результате применения системы кайдзен такие здания начинают эффективнее расходовать как энергию и ресурсы, так и финансовые средства.

Одним из таких объектов является гипермаркет «Глобус» в Котельниках, сертифицированный по системе BREEAM International 2016 New Construction и получивший сертификат уровня Very Good1. Рассмотрим, какие энергосберегающие2 мероприятия позволили достигнуть такого высокого результата. 

Гипермаркет «Глобус» открылся в подмосковных Котельниках (Новорязанское шоссе, д. 24) в 2017 году. Здание имеет один этаж со встроенными антресолями суммарной площадью 28 586 м2. Данный объект входит в торговую сеть OOO «Гиперглобус», имеющую цеха собственного производства: мясной цех, пекарню, кулинарию и др.

ООО «Гиперглобус» регулярно обновляет концепции своих проектов, в результате чего решения, которые не были эффективными на предыдущем гипермаркете, оптимизируются на новом. Первым объектом, сертифицированным в России по системе BREEAM, стал «Глобус Одинцово», получивший рейтинг BREEAM Good, а для «Глобус Котельники» рейтинг удалось повысить до уровня BREEAM Very Good. В ходе эксплуатации объекта возможно применение системы BREEAM In-Use и выход на получение рейтинга Excellent. 

В основу проектирования гипермаркета «Глобус» в Котельниках было положено проведение математического энергомоделирования. 

Снижение энергопотребления здания

Энергопотребление здания анализировалось в сравнении с базовыми параметрами стандарта ASHRAE 90.1–2010, которые были использованы по причине отсутствия в России национальной методологии определения комплексного индекса энергоэффективности, который учитывает всех энергопотребителей, включая электрические нагрузки.

В результате энергомоделирования стало возможным снижение энергопотребления по сравнению с базовым уровнем (каков уровень, есть ли цифры?), заданным стандартом ASHRAE 90.1–2010. В проекте были предусмотрены меры, которые снижают энергопотребление независимо от действий пользователей здания.

Теплосбережение

Основным энергосберегающим фактором стало повышение тепловой защиты ограждающих конструкций. Утепление здания позволило снизить его энергопотребление на 16–17 % от базового уровня.

Теплоснабжение гипермаркета осуществляется от собственной отдельно стоящей газовой котельной (с резервным топливоснабжением). Для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения проектом предусмотрен узел управления в здании.

Приготовление горячей воды (для чего – для системы ГВС?) происходит в техническом помещении. Предварительный нагрев осуществляется в теплообменнике за счет круглогодичной рекуперации тепла от технологических холодильных машин. Горячая вода догревается до температуры 65 °С в пластинчатом теплообменнике с полным резервированием теплоносителя из системы теплоснабжения здания.

Кроме того, в ходе проектирования были даны рекомендации по выбору более современного энергоэффективного и экономичного холодильного и кухонного оборудования. 

Электросбережение

Для энергоэффективного внутреннего и наружного освещения использовались светодиодные осветительные приборы. Данная мера уменьшила общее энергопотребление здания еще на 8–9 %.
Дополнительной мерой, позволяющей снизить электропотребление, стала установка фотоэлементов и датчиков движения/присутствия, которые автоматически выключают источники света, когда в них нет необходимости (например, достаточно естественного освещения или в помещении отсутствует персонал). Также активно используется управление освещением на основе программируемого таймера, осуществляемое из диспетчерского центра. Например, после закрытия гипермаркета уровень наружного освещения на парковках снижается до минимального допустимого по нормам безопасности.

Управление энергопотреблением

В здании используется современная система мониторинга и управления энергетическими потоками. Она позволяет с помощью удобного для пользователей интерфейса отслеживать расход энергии различным инженерным оборудованием: чиллерами, системами освещения и вентиляции и пр.
Данная система не только помогает оптимально распределять ресурсы и управлять финансовыми потоками, но и позволяет решать долгосрочные задачи по энергоменеджменту. Большинство ретейлеров, владеющих торговыми сетевыми центрами, переходят на использование подобных систем управления, доказавших свою эффективность.

Водосбережение

Минимизация потребления воды является сложной задачей в торгово-производственном здании, так как необходимо сбалансировать жесткие требования по гигиене и технологическим процессам и эффективное водопользование.
В России не создана национальная система сравнения показателей по водопотреблению торговых зданий, поэтому за основу был взят усредненный показатель водопотребления в Европе, равный 0,18 м3 воды на 1 м2 площади в год (по данным отчета ISA Benchmarking Report, октябрь 2011 года). Каждые 5 лет планируется сокращение водопотребления на 15 % от указанного уровня. Целевой показатель по водопотреблению подлежит регулярному пересмотру по мере накопления эксплуатационных показателей.
Для экономии воды в гипермаркете установлена сберегающая ресурс сантехника и датчики движения, подключенные к соленоидному (электромагнитному) клапану, предотвращающему утечку воды в санузлах.
К зданию применяются повышенные требования по очистке стоков – все гипермаркеты имеют собственные системы водоподготовки и водоочистки – как для хозяйственно-бытовых, так и для ливневых стоков.

Создание комфортного микроклимата

Для поддержания в холодный период года комфортной температуры воздуха в помещениях гипермаркета предусмотрены:

  • воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией (для торгового зала);
  • водяная радиаторная система отопления (для арендных, административных и служебных помещений);
  • водяная радиаторная система отопления (обогрев технических и подсобных помещений, лестничных клеток и т. п.);
  • электроконвекторы (отапливают электрощитовые и серверные помещения).

В ходе проектирования применялось моделирование показателей теплового комфорта, которое позволило выявить участки локального дискомфорта в здании. 

За создание в помещениях гипермаркета микроклимата, удовлетворяющего гигиеническим нормам и технологическим требованиям, отвечают приточно-вытяжные системы общеобменной и местной механической вентиляции и кондиционирования воздуха. В торговом зале используется управление притоком воздуха по уровню СО2, что является не только очень экономичной технологией для данного вида объекта (с непредсказуемой посещаемостью), но и создает для покупателей комфортную среду в часы пик. Вентиляция предназначенных для аренды помещений осуществляется с помощью отдельных приточных и вытяжных систем, которые размещены в венткамерах.

Системами комфортного кондиционирования на базе фэнкойлов оборудованы административные и служебные помещения, обеденный и торговый залы. Для холодоснабжения используются две холодильные машины с воздушным охлаждением и винтовым компрессором, установленные на кровле.

Выученные уроки

Подводя итог, хочется отметить, что все гипермаркеты сети ООО «Гиперглобус» отвечают принципам проектирования современных высококлассных активов с учетом быстро меняющихся потребностей пользователей. Для компании-владельца важно не только построить, но и эффективно эксплуатировать здание, поэтому внедрение зеленых технологий для них является нормой. Убедиться в высокотехнологичном и эффективном подходе в основных производственных цехах гипермаркетов позволяет программа «Прозрачный Глобус» (нужна ссылка).

Опасения, что инновации затягивают сроки реализации проекта, не подтверждаются: срок строительства гипермаркета «Глобус» в Котельниках составил 12 месяцев начиная со стадии разработки проекта (декабрь 2016 года) до открытия магазина (декабрь 2017 года).

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ №2–2019 

Чтобы проголосовать за статью, напишите комментарий и сделайте репост в социальных сетях.

Голосование продлится до 7 октября.

Подведение итогов 7- 12 октября.

Награждение победителей 23-25 октября во время конференции «Умные технологии Москвы - энергоэффективного города».


энергомоделирование, BREEAM