Текущий выпуск
№ 1 2019
Главная|Журнал|№ 1 2019|Информационное моделирование зданий (BIM) для аэропорта Копенгагена
      

Информационное моделирование зданий (BIM) для аэропорта Копенгагена

Андрей Погребинский

Благодаря внедрению процессов информационного моделирования зданий (BIM) для проектов в аэропорту Копенгагена удалось снизить риски и предполагаемую стоимость работ. Удачное внедрение нового подхода открывает перспективы информационного моделирования других объектов в Дании.

В  январе 2019 года аэропорт Копенгагена принял порядка 2 миллионов путешественников, а спрос на маршруты дальнего следования увеличился на 13,6 %, что подтверждает статус аэропорта как одного из самых загруженных в Скандинавии. Поэтому вопрос расширения площади, а также функциональных зон аэропорта стоит особенно остро. Проект по увеличению операционной эффективности, площади и пропускной способности аэропорта планирует увеличить пассажиропоток до 40 миллионов в год.

Компания Copenhagen Airport A/S подошла к проекту продуманно: предполагалось доказать, что использование методологии BIM является выгодным вложением средств.

Для этого были разработаны стандарты процессов информационного моделирования зданий – BIM для текущих строительных проектов, которые уже сейчас позволили сократить расходы на 4,46 %.

Большинство проектов аэропорта связано с эксплуатацией, обслуживанием и модернизацией существующих зданий. Инициатива стоимостью 10 миллионов датских крон включала создание информационных 3D-моделей объектов на основе сочетания 2D-чертежей, топографической съемки и проверок на местности. Проект также требовал создания стандартов для процесса BIM, включая спецификацию уровня детализации (LOD) для новых строительных проектов.

Сложности внедрения BIM

Проектная группа показала, что использование процессов BIM на протяжении всего проекта принесет пользу владельцу здания за счет сок-ращения затрат. Согласно отчету Датского технического университета владельцы зданий, внедрившие процесс BIM, за 2012 год добились экономии приблизительно в 12 %. Поскольку процессы BIM для аэропорта отработаны не так глубоко, как для объектов, данные по которым были представлены в исследовании, то была поставлена цель сэкономить как минимум 4 % от всего бюджета проекта.

Главной сложностью для проектной группы по аэропорту Копенгагена было то, что процессы BIM в Дании еще не использовались достаточно широко. Чтобы решить эту проблему налаживалось взаимодействие с различными компаниями и учитывалось их мнение для наилучшей реализации методологии BIM. На основе полученной информации был разработан стандарт для будущего создания процесса BIM, позволяющий подготовиться к внедрению BIM и извлечь из этого выгоду как в случае с аэропортом, так и другим датским организациям.

 

Создание эффективной модели аэропорта

Для создания эффективной модели аэропорта Копенгагена были изу-чены существующие определения уровней детализации (LOD). В процессе проектирования постарались учесть интересы как операторов, так и консультантов. Было решено включить в определения графическую и неграфическую информацию. При этом главный акцент был сделан на неграфическую информацию, в отличие от других стандартов.

В результате была создана трехмерная модель, которая включала важную информацию на основе исходных данных 2D-чертежей. Инженеры после личного посещения и аудита объектов добавили отсутствующую 2D-информацию и исправили ошибочные данные. На основе созданной модели, включающей параметры всех обследованных объектов, были построены новые процессы BIM. Кроме того, все участники проекта научились точно использовать данную модель для сбора информации.

 

Программные приложения – экономия времени и оптимизация работы

Работа велась в приложениях Bentley Systems для создания 3D-моделей Context Capture. Инновационные процессы информационного моделирования зданий позволили проектной группе аэропорта Копенгагена добиться значительной экономии времени. Программа MicroStation способствовала быстрому извлечению данных по высоте для обработки больших облаков точек, даже в ситуациях, когда геодезист не присутствовал на строительной площадке. В дополнение к этому пользователи могли объединять файлы форматов IFC и DGN, что ускорило выполнение проекта, так как все исходные 2D-чертежи были в формате DGN. Контроль качества также стал лучше, поскольку 2D-данные были включены в 3D-модели.

Проектная группа использовала ProjectWise для размещения всех необходимых исходных данных, включая 2D-чертежи, которые позволяли пользователям легко находить информацию. Раньше тратилось значительное время на поиск нужных данных среди огромных объемов документов. Приложения Bentley также помогли наладить взаимодействие с заинтересованными лицами благодаря созданию веб-платформы для обмена информацией и приглашения третьих лиц для участия в контроле соответствия и обнаружении коллизий. Благодаря еженедельным обновлениям все участники проекта были в курсе всего происходящего и могли легко получить доступ к необходимой информации. Приложения Bentley позволили упростить управление действиями всех вовлеченных в проект сторон без ущерба для координации решения проблем с системами.

Реализация преимуществ, подготовка к будущим проектам

Благодаря внедрению процессов BIM для всех проектов в аэропорту Копенгагена удалось снизить риски проекта и предполагаемую стоимость работ. Обнаружение и устранение коллизий до завершения проекта позволяло рассчитать эффективность подхода.

Расчеты показали, что вариант с использованием процесса BIM оказался экономнее на 4,46 % по сравнению с вариантом без него. Поскольку целью была экономия 4 %, компания доказала эффективность процесса BIM и получила полномочия на продолжение его использования для всех проектов.

Внедрение нового подхода также распространится на близлежащие районы, что позволит оценить перспективы применения процессов BIM для будущих проектов в Дании. Таким образом, удачный эксперимент по внедрению BIM открывает дорогу информационному моделированию зданий для других объектов по всей стране.


BIM