Текущий выпуск
№ 1 2023
Главная|Как читать фасады домов

Как читать фасады домов



Портик, капители, пилястры… Эти слова могут вызывать ужас и непонимание… а могут рассказать о том, когда и зачем было построено то или иное здание. Кажется, что разобраться в многообразии архитектурных элементов невероятно сложно. Но на самом деле опытный проводник сможет легко разложить все эти термины «по полочкам».

Зачем построен этот дом?

В большинстве случаев назначение здания влияет и на его облик. Например, огромные витрины (не обязательно только на первом этаже) говорят, что перед нами магазин. Вообще, торговля возникла на заре цивилизации. Но сначала торговали на рынках, где прилавком служило расстеленное на земле одеяло. Позже начали строить склады и магазины. А в русских городах появились гостиные дворы в виде площади, обнесенной стеной с башнями и проездными воротами. Торговые помещения в них размещались по внутреннему периметру и объединялись галереей. До сих пор гостиные дворы легко узнаются по открытым на улицу аркадам и колоннадам.

Однако из-за недостатка места магазины нередко размещались на первых этажах домов, где жила семья торговца. Эта традиция соблюдается и сейчас. А как только технологии позволили производить листовое стекло большого формата, в магазинах появились огромные витрины, позволяющие показать товар «лицом» даже проходящим по улице посетителям.

В XIX веке появились универсальные магазины, а в XX — торговые центры и пассажи, где магазины располагаются ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием.

Четко выраженные архитектурные элементы, устремленные ввысь, присущи культовым зданиям. Это может быть шпиль, купол с крестом, полумесяц, башня минарета. Да и вообще церковь, к какой бы конфессии она ни принадлежала, не спутаешь ни с одним другим зданием. Исключение — баптистские молельни, которые могут размещаться абсолютно в любом помещении.

Театры со временем также практически не изменились: ряды сидений все также располагаются друг над другом под наклоном, чтобы с любого места сцена была хорошо видна, сцена находится над оркестровой ямой, а за сценой размещаются грим-уборные и складские помещения. В Древнем Риме здания для зрелищ назывались амфитеатрами, и современные театры также унаследовали это название для части своих залов.

Круглые в плане дома без внутренних перекрытий строились обычно для манежей, ипподромов или цирков. Причем последние хорошо узнаются по характерному шатру.

Здание городского самоуправления в Европе обычно называют ратушей. Она также выделяется среди других построек: обычно над крышей возвышается многоярусная часовая башня — символ политической самостоятельности города. На ней когда-то размещали колокола для оповещения граждан. В России такое же строение имеют здания пожарно-полицейских частей.

Планировка музеев также прошла сквозь время без изменений: серии просторных галерей проходят по центру здания, а галереи меньшего размера — по бокам. Но это справедливо только если здание изначально строилось для размещения музейной коллекции.
Конечно, больше всего в городах жилых зданий. Но один дом другому рознь. Например, замок — оборонительное сооружение, поэтому мы сразу видим мощные стены с узкими окошками, зубцами, бойницами и дозорными башнями. В Русских городах замки не строили, но строили особые крепости — кремли или детинцы. Они также были сердцем города, где можно было укрыться в случае опасности. Суровый крепостной характер носили и первые христианские монастыри с мощными стенами и башнями. Окружая город, они становились своеобразным оборонным поясом.

Дворец — место проживания аристократов, и здесь на первый план выходит красота и удобство, а не защита от врагов. Анфилада дворца (ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, расположенных на одной оси) объединяет многочисленные комнаты для торжественных приемов и церемоний, а вовсе не для дуэлей и хранения оружия.

В Средние века между замками и дворцами особой разницы не было: в первых располагались роскошные апартаменты, а вторые могли выдержать длительную осаду. Но уже в XVII веке дворцы превратились в витрину для демонстрации благополучия хозяев и стали лишь очень отдаленно напоминать замки. А в XIX веке промышленные магнаты строили для себя огромные дома, которые по своему виду ничем не уступали дворцам.

Но уж чего точно невозможно представить, так это дворцов в 5 и более этажей. Многоэтажные здания строились для жизни, сдачи квартир внаем (доходные дома, обычно с однородными по планировке квартирами), а сейчас строятся еще и для работы (офисные здания). Причина увеличения количества этажей проста: земля дорога, и ее мало.

Кстати, история жилых зданий условно начинается в каменном веке. Тогда строили примитивные шалаши из подручного материала. С переходом к оседлому образу жизни стали строить прямоугольные (реже круглые) дома с крышами, напоминающими современные. На Руси строили избы — деревянные срубные дома. Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями (неотапливаемой нежилой части); избы, сеней и клети (неотапливаемого хозяйственного помещения); двух изб с сенями. Нередко здесь не только жили люди, но и держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют курной или черной, избу с трубой — белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или «красный» угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, на которых спали дети, внизу — деревянный ящик-голбец.

Но пока крестьяне и простой люд жили в избах, дворяне строили себе терема — отдельно стоящие высокие дома на подклете (нижнем хозяйственном этаже). Несколько жилых и дворовых строений объединялись сенями и переходами в хоромы. И тогда теремом называли верхний жилой ярус над сенями.

В Средние века жилой дом простых людей представлял из себя один большой зал, служивший одновременно и кухней, и столовой, и спальней. Дворяне же строили себе палаты — каменные или деревянные здания в два или более этажей с многочисленными помещениями. С XVII века палаты все больше напоминали дворцы с главным домом и флигелями (вспомогательными пристройками). А вскоре комнаты вошли в жизнь людей победнее. Со временем этажность домов и количество помещений росло. Комнаты собирались в квартиры, который складывались в многоэтажный жилой дом. И так все это росло, пока не выросло в небоскребы. При этом первые «тучерезы» напоминали огромные отдельно стоящие колонны: нижние этажи — база, верхние этажи с выступающим карнизом — капитель, вертикальные ряды окон — канелюры.

Но по внешнему облику можно понять не только о назначении здания: архитектурные элементы хранят еще много секретов. Например, по количеству дымовых труб можно определить, сколько в доме каминов, а значит — насколько богат его владелец. Камин был роскошью, и поэтому трубы украшали, чтобы похвастаться перед соседями. А вот мезонин (полуэтаж) наоборот показывал, что хозяин любит счет деньгам и стремится сэкономить на налогах, ведь мезонин не считался жилым, и налоги за него не платили.


Архитектура. Фасады.