Текущий выпуск
№3 2016
Главная|Журнал|Зима 2013|Первый умный вокзал в России
      

Первый умный вокзал в России



В Анапе ведется модернизация здания вокзала в рамках программы капитальной реконструкции вокзалов ОАО «РЖД». Будут не просто заменены коммуникации и обновлен фасад – здание станет по-настоящему умным и зеленым. Более того, среди главных задач проекта – использование его в качестве типового при реконструкции других вокзалов России.

 

При разработке проекта реконструкции здания вокзала в Анапе в качестве основной задачи ставится не только изменение концепции эксплуатации здания, но и апробация решений, направленных на максимальное использование зеленых технологий (фотоэлектрические панели, солнечные коллекторы, солнечные световоды и др.). Для тщательного анализа состояния вокзала было проведено два последовательных аудита: аудит в рамках сотрудничества в сфере повышения энергоэффективности между ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), проведенный итальянской компанией D’Appolonia S.p.A., и аудит существующих строительных конструкций и инженерных систем, осуществленный институтом «Росжелдорпроект».


Основные принципы функционирования умного вокзала:

  • Автоматизация процессов жизнеобеспечения (интеллектуальное управление функционированием инфраструктуры и технических средств вокзала), при которой все системы управления действуют в едином информационном пространстве. Благодаря этому достигается взаимодействие между системами с возможностью изменения режимов работы одних систем при получении соответствующей информации от других.
  • Возможность обеспечения дистанционного контроля из региональных ситуационных центров за функционированием систем жизнеобеспечения вокзалов и при необходимости возможность управления работой данных систем при возникновении нештатных ситуаций, а также в целях оптимизации работы систем жизнеобеспечения.
  • Применение инновационных технологий и методов оптимизации инженерных и информационных систем для достижения максимального ресурсосберегающего эффекта, повышения комфорта пассажиров и работников вокзала, обеспечения требуемого уровня санитарно-гигиенических условий.
  • Применение технологий зеленого строительства, отвечающих европейским стандартам зеленых зданий. Такое здание позволяет использовать технологии, минимизирующие отрицательное воздействие инфраструктуры вокзала на окружающую среду и повышающие уровень комфорта для посетителей.
  • Оптимизация процессов обслуживания пассажиров путем максимально удобного расположения объектов, связанных с обслуживанием посетителей и их информированием, с учетом требований энергоэффективности и создания максимального уровня комфорта для пассажиров и работников вокзала.



В ходе реконструкции все технические решения были разделены на несколько направлений:

  • минимизация энергопотребления;
  • максимальное использование локальных источников энергии;
  • гибкость работы вокзала в зависимости от пассажиропотока;
  • оптимизация пассажиропотока;
  • диспетчеризация и автоматизация управления системами жизнеобеспечения;
  • зонирование внутреннего пространства вокзала.

Энергосбережение

Основанием для экстренной оптимизации энергопотребления вокзала стало несоответствие между количеством тепловой и электрической энергии, потребляемым объектом, и современными требованиями стандартов. Выбор необходимых мероприятий был сделан на основе нормативных показателей – для территорий с показателем менее 4 000 градусо-суток в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 



До реконструкции здание вокзала потребляло 173 кВт•ч/(м2•год) тепловой энергии и 26 кВт•ч/(м2•год) электрической, что не отвечало требованию ФСТ России для реконструируемых объектов ОАО «РЖД» – не более 30 кВт•ч/(м2•год).

Основное изменение планировки вокзала – это выделение зон различного назначения, связанных между собой таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт пассажиров и эффективную работу обслуживающего персонала.

Кроме того, будет реализовано сезонное зонирование вокзала – на зимние и летние секции. Летом будет использоваться вся площадь здания вокзала (4 800 м2), а зимой на первом и втором этажах – пять зон общей площадью 1 800 м² (37 % общей площади), которые обособятся от основного пространства вокзала (отопление данных зон поддерживается на уровне, не позволяющем им промерзнуть; в их освещении нет необходимости).

Использование солнечной энергии

Вокзал Анапы расположен в регионе со средним количеством солнечных дней 280 в год, это дает большие возможности использования альтернативных источников энергии.


На кровле здания вокзала запланировано размещение 560 солнечных модулей суммарной мощностью 70 кВт. Для преобразования солнечной энергии будут использованы четыре солнечных инвертора «Данфосс» серии TLX Pro каждый мощностью 15 кВт. Система инверторов имеет удаленное управление, позволяющее контролировать работу солнечной станции через Интернет.

Инвестиции в этот проект составляют около 13 млн руб. Примерный срок службы солнечных батарей – 20 лет. Их установка позволит вокзалу сэкономить до половины потребляемой электроэнергии в год.

Кроме того, система будет оборудована аккумуляторными батареями, благодаря которым в ночное время вокзал сможет работать в течение 3–4 ч автономно, а если задействовать только основные службы (билетные кассы, пожарная и охранная системы), электроэнергии хватит на сутки.

Подогрев воды для нужд пассажиров и обслуживающего персонала также будет осуществляться с помощью солнечной энергии. Проектом предусмотрена схема из пяти модулей: три модуля для 10–12 душевых и рукомойников и два модуля для коммерческой зоны. Коллекторы полностью обеспечивают потребность вокзала в горячей воде в летний период. К системе предполагалось подключить также электрические нагреватели в качестве резервных источников для подготовки горячей воды.

Освещение

Отсутствие в вокзальном комплексе системы управления светом и неэффективные осветительные приборы давали в сумме потенциал для снижения энергопотребления до 50 %. Потребности вокзала на стадии аудита были оценены приблизительно в 350 лк для внутренних помещений и 250 лк для внешних зон.


Архитектурное освещение здания вокзала в основном будут использоваться уже существующие установки; радикальной реконструкции коснутся только помещения зала ожидания второго этажа, где применены солнечные световоды Solatube. Неэффективные источники света в местах продолжительного горения будут заменены на светодиодные. Внутренние помещения вокзала будут освещены более ярко и равномерно с учетом контроля за нахождением пассажиров в зонах ожидания.

 

Отопление и теплоизоляция

Здание было построено из железобетонных плит и панелей типа «сэндвич».

Проект реконструкции предполагает кардинальное улучшение изоляции (с учетом примененного зонирования вокзала) посредством установки изоляционной плиты из стекловаты толщиной 80 мм на внутренней поверхности стен, 80 мм изоляции из минеральной ваты с внутренней стороны крыши (в дополнение к существующей изоляции), а также дополнительных полистиреновых (ПСВ) плит толщиной 80 мм в цокольном этаже.

Общая экономия энергии после дополнительной теплоизоляции здания оценивается приблизительно в 518 МВт•ч/год, т. е. 29 000 евро/год.

Проектом предусмотрены внедрение системы климатической стабилизации здания на основе единого целостного комплекса инженерных систем, улучшение изоляции трубопроводов отопления и прокладка новых теплоизолированных трубопроводов системы горячего водоснабжения. Кроме того, стеклянные фасады будут покрыты солнцезащитными пленками, улучшающими теплозащиту здания и повышающими комфорт пассажиров. Проектом также предусмотрена установка воздушных завес на дверях здания.

Вентиляция

В старом здании вентиляционная система не использовалась на полную мощность из-за отсутствия части оборудования. Конструктивным недоразумением был назван аудиторами забор свежего воздуха внутри помещений.

В новом здании будут установлены новые центральные воздушные кондиционеры (ЦВК) с рекуперацией теплоты, обслуживающие блоки помещений: зал ожидания, кассовый зал, кафе, гостиницу и офисы.

Водоснабжение

Поскольку одним из приоритетов проекта реконструкции является применение технологий зеленого строительства, крайне важно снизить влияние на окружающую среду при эксплуатации здания. Для этого необходимо максимально уменьшить использование воды питьевого качества там, где в этом нет необходимости: в системах орошения и полива, канализации и пр.

Планируется организовать систему сбора и повторного использования дождевой воды. Согласно проекту внедрение системы регулирования водопотребления суммарно дает экономию до 60 % воды.

Для экономии воды питьевого качества предусмотрена установка на всех умывальниках в общественных туалетах смесителей, снабженных интеллектуальным устройством «экоклик» для ограничения потока воды. Нововведение позволит сэкономить до 72 % воды. Буду использоваться краны воздухонасыщающего типа с системой управления прикосновением с таймером или инфракрасного типа и с ограничителем потока.

Заключение

Реализация проекта реконструкции вокзала в Анапе обеспечена обязательствами, которые взяли на себя ЕБРР и ОАО «РЖД». Вокзальный комплекс должен стать образцом современного типового вокзала – примером, на базе которого могут проводиться реконструкции других вокзалов в России. Возможность воспроизведения этого опыта обеспечивается, в частности, привлечением мировых производителей оборудования, что позволяет использовать одни и те же комплектующие в разных проектах.

Статья подготовлена на основании презентаций АЕТ GmbH, ОАО «НИИАС» и данных аудита, предоставленных департаментом технической политики ОАО «РЖД».


ЭнергосбережениеФотоэлектрические панели