Текущий выпуск
№3 2017
Главная|Журнал|№3 2016|Современные тенденции развития общественных пространств аэропортов
      

Современные тенденции развития общественных пространств аэропортов

Юлия Куганова, Николай Шилкин

Аэропорты как общественные пространства появились относительно недавно, но их эволюция прошла стремительный путь от ангара до огромного комплекса зданий и сооружений. Учитывая потребности пассажиров, аэропорт рос, вбирая в себя множество функций, что привело к затруднениям в ориентации пассажиров.

Международный аэропорт, являясь визитной карточкой страны, накладывает на архитектора особую ответственность. Перед ним стоит задача создания оптимального общественного пространства. Брайан Эдвард сформулировал четыре принципа организации пространства: структура, свет, объект и само пространство. Вооружившись основными принципами организации пространства, и современными технологиями архитектор имеет возможность создать терминал, который будет учитывать особенности пребывания в нём человека. Рассмотрим работу принципов Брайана Эдвардса при строительстве современных аэропортов.

Структура

В аэропорту имени Гейдара Алиева отдельно от зоны посадки существует специальная зона ожидания, находящаяся на другом этаже терминала. Благодаря разделению на разные уровни пассажиры, которым необходимо провести несколько часов в ожидании рейса, могут расположиться максимально комфортно и провести время в зависимости от настроения, а именно активно или пассивно – отдыхая. Зона разделена таким образом, что утомлённые пассажиры могут прилечь или почитать в тихой обстановке библиотеки, другая часть зоны предназначена для активного отдыха и содержит магазины, кинотеатр, детскую площадку, рестораны и другие развлекательные центры. Проектное решение включает в себя комфортное освещение и звукоизоляцию, что обеспечивает максимально комфортную среду для путешественников разного возраста: многодетных семей, деловых людей, стариков, предпочитающих покой, и активных подростков (рис. 1).

Рис. 1. Выделенная зона ожидания аэропорта имени Гейдара Алиева
(Баку, Азербайджан)

 В аэропорту Схипхол в Амстердаме существует отдельный уровень, созданный специально для пассажиров, находящихся в длительном ожидании рейса. Разделение на активную и пассивную части выражено с помощью напольной навигации в виде разноцветных кругов, которые не пересекаются, а находятся на необходимом расстоянии друг от друга, для того чтобы люди могли чувствовать себя комфортно, занимаясь при этом разными делами. Это помогает избегать конфликтов и создаёт эмоциональную гармонию (рис. 2).
Пол служит указателем для путешественников и позволяет легко и быстро сориентироваться в терминале.  (рис. 2). Пять больших цветных кругов различных оттенков зелёного цвета указывают на отдельные функциональные
области. В зоне 1 расположены кафе с прилегающими бытовыми помещени-ями. Зона 2 предназначена для сна и отдыха с лежаками и трансформируемыми перегородками, за которыми находится диван-остров, окружённый деревьями. Зона 3 – для деловых людей, которым
необходимо уединение для работы. Рабочее место также включает двенадцать отдельных микро-зон, чтобы пассажиры не мешали друг другу заниматься делами.
Зона 4 – детская площадка для игр со всем необходимым оборудованием. Зона 5 – это начало парка с прогулочной зоной, выходящей на крышу терминала. Зелёный парк как зона ожидания со своим садом на крыше отражает грамотную организацию пространства, в результате чего окружение в этом аэропорту прекрасно подходит для отдыха (рис. 3). Деление пространства аэропорта позволяет каждой группе пассажиров с комфортом проводить время и заниматься своими делами.

Рис. 2. План выделенной зоны аэропорта Схипхол (Амстердам, Нидерланды)
Рис. 3. Микросреды аэропорта Схипхол (Амстердам, Нидерланды)

В аэропорту Нью-Йорка, есть выделенная зона ожидания, которая разделена на зоны, что позволяет пассажирам без труда ориентироваться в здании (рис. 4). Организация пространства для достижения удобной навигации по международному аэропорту Сан-Хосе (Norman Y. Mineta San José International Airport) настолько лаконична и понятна, что ориентироваться там максимально просто (рис. 5).

Рис. 5. Планы аэропорта Сан-Хосе (штат Калифорния, США)
Рис. 6. Международный аэропорт Сан-Хосе (штат Калифорния, США)


Благодаря разработанному архитектурному решению в аэропорту, ряд колонн указывают путь путешественникам, все элементы конструкций сомасштабны пространству терминала и помогают различать главные маршруты от второстепенных (рис. 6). Несмотря на вытянутое решение планировки здания, добраться с одного конца терминала в другой можно довольно просто и быстро благодаря тому, что главные маршруты промаркированы траволаторами*.

Освещение

Наглядными примерами удачной организации пространства с помощью освещения являются аэропорты Барахас (в Мадриде) и Сарагоса, расположенные в Испании (рис. 7, 8).
Архитектурное решение кровли способствует естественному освещению зон отдыха, и, одновременно, не даёт  солнечным лучам проникать в зоны международного контроля и досмотра.
Эти терминалы ориентированы таким образом, чтобы солнечный свет мог легко проникать в здания, структура аэропортов гармонично взаимодействует со светом, который попадает в заранее выбранные архитектором помещения, такое решение позволяет оживить пространство и подчеркнуть конструкции здания.

Рис. 7. Международный аэропорт Барахас (Мадрид, Испания)

Объекты

Киоски, информационные стойки, шахты лифта и малые архитектурные формы являются объектами, формирующими общественное пространство аэропорта. Эти объекты сомасштабны человеку и визуально уменьшают пространство аэропорта, делают его более «домашним». Благодаря такому эффекту пассажиры чувствуют себя наиболее комфортно и спокойно.
В зоне ожидания аэропорта имени Гейдар Алиева находятся малые архитектурные формы в виде деревянных коконов, в которых расположены библиотека, магазины, кинотеатр, комната отдыха, детская площадка и кафе. Функция диктует форму, поэтому в зависимости от назначения конструкция коконов глухая или сетчатая, закрытая или полуоткрытая (рис. 9).
Такая организация общественного пространства уникальна и позволяет всем пассажирам почувствовать уют и гостеприимство данного места, что оказывает позитивное воздействие на путешественников и обеспечивает благоприятное впечатление.

Рис. 8. Аэропорт Сарагоса (Испания)

В зоне отдыха аэропорта Нью-Йорка  созданы специальные ниши, обитые мягким покрытием, специально для уставших путешественников (рис. 10), в них устроены дополнительные источники освещения, которые можно включить, если посетитель желает почитать, а также их можно погасить, если свет не нужен или мешает отдыху. Эти малые архитектурные формы не отгорожены шторами от общей зоны, однако они вполне удобны для путешественников и могут быть использованы в течение долгого пребывания в терминале.

Рис. 9. Малые архитектурные формы аэропорта имени Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан)

Пространство

В аэропорту Лос-Анджелеса (рис. 11) легко понять, какая часть здания предназначена для путешественников, а какая отведена для персонала. Разница в масштабе объектов и высота потолков помогают путешественникам ориентироваться в большом пространстве аэропорта.
Организация пространства аэропорта имени Раджива Ганди, как и аэропорта Лос-Анджелеса, произведена с оптимальным разделением потоков и с учётом специальной разницы в масштабе коридоров и лестниц (рис. 12).

Рис. 10. Малые архитектурные формы аэропорта Нью-Йорка (США)
Рис. 11. План аэропорта в Лос-Анджелесе (США) в разрезе


Пространство аэропорта Схипхол объединили  растущими из пола терминала деревьями, которые прорастают через отверстия в перекрытиях. Такой приём помогает визуально объединить территорию внутри аэропорта и насытить зеленью сразу все этажи здания.
Рассмотренные примеры показывают большое разнообразие организации общественных пространств в аэропортах, которые можно выделить в основные принципы:

  • создание выделенной зоны для ожидания пассажиров;
  • обеспечение комфортного ориентирования за счёт масштабности разных пространств, структурной расстановки несущих конструкций, обозначающих основное направление движения;
  • использование света для выделения разных зон;
  • применение небольших объектов и малых архитектурных форм для насыщения пространства и выделения его функции;
  • создание связующих зелёных зон, которые, с одной стороны, способствуют визуальному комфорту, а с другой стороны, связывают разные функциональные зоны аэропорта.

Литература

1. Broto C.  Eco-friendly architecture. Barcelona: Links, 2011.
2. Burry J., Burry M. The new mathematics of architecture. London: Thames & Hudson, 2010.
3. Сerver. F.A. The World of Contemporary Architecture h.f. Ullmann, 2007.
4. Edwards B. Sustainability and the Design of Transport Interchanges: London, Routledge, 2011.
5. Edwards B. The modern airport terminal. New approaches to airport architecture, 2nd edition. London: Taylor&Francis, 2005.
6. Haas T. Sustainable urbanism & beyond. Rehinking Cities for the Future. N-Y: Rizzoli, 2012.
7. Jodidio P. Contemporary European Architects, volume III. N-Y: TASCHEN, 1995.
8. Jodidio P. Santiago Calatrava // Berlin:TASCHEN, 2009.
9. John M. Dixon. Urban Spaces No. 2:The Design of Public Places. LA, 2001.
10. Jones W. New Transport Architecture: Travel Hubs in the 21st Century. Mitchell Beazley, 2006.
11. Kazda A., Caves R. Airport design and operation. Second edition. London, 2007.
12. TATLINPLAN 3.5.63. Beijing airport Foster & Partners. Yekaterinburg, 2008.
13. Uffelen van C. Airport Architecture. Braun: Berlin, 2012.


 * Траволатор — движущаяся бесступенчатая дорожка, позволяющая ускорить и облегчить передвижение пешеходов.


ОБ АВТОРАХ

Юлия Куганова – архитектор, магистратур МАРХИ, научный руководитель – Дмитрий Алексеевич Карелин, –  канд. искусствоведения, член Союза архитекторов России.
Николай Васильевич Шилкин – канд. техн. наук, профессор МАрхИ.


 


Проектирование