Текущий выпуск
№3 2017
Главная|Журнал|Зима 2015|Высокие технологии умного дома будущего

Высокие технологии умного дома будущего

Артур Скижали-Вейс

Пойдя по стопам великого писателя-фантаста Рея Бредбери, автор задался целью создать новое внутреннее высокотехнологичное жилое пространство, которое может легко настраиваться жителями-пользователями как интерактивная среда обитания чутко и быстро реагирующая на любой информационный и функциональный запрос своего хозяина.

 

Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена, и мама, и горничная.

Рей Бредбери

Любимому писателю-фантасту юности Рею Брэдбери (1920–2012) посвящается

 

В начале 21 века в наш дом и быт активно приходит всё больше умных вещей из мира высоких технологий. Появляются роботы-пылесосы, многофункциональные электроплиты, мультимедийные телевизоры, программируемые холодильники, компьютеры, самые различные гаджеты и т. д., которые заполонили нашу жизнь в буквальном смысле, создавая новый стиль, изменяя поведение, представления и быт миллионов семей. Пришло время архитекторам – дизайнерам не только учитывать в своих будущих проектах, появляющиеся всё новые умные приборы, устанавливая их как некую модную экзотику хай-тека  по желанию заказчиков в наши жилища, а постараться комплексно взглянуть на всю концепцию дома будущего под новым углом зрения.

 Архитектурно-функциональная идея  «Интерактивного дома»

Время проектирования, когда наши жилища статичны, безмолвны, имеют одну и ту же эстетическую отделку, одни и те же функциональные возможности, консервативны по духу и не изменяются годами и десятилетиями на протяжении многих поколений, прошло. Динамика жизни и стремительное развитие научно-технического прогресса диктует иной подход к проектированию архитектурного пространства дома будущего, как некой постоянно обновляемой и перезапускаемой программы стиля жизни и постоянно расширяющихся функциональных возможностей.

Дом будущего, по моему мнению, должен стать интерактивной средой обитания, где сами комнаты, стены, мебель, отделочные материалы, бытовые приборы и техника должны быть интерактивны. Всё вместе это создаст тип жилища будущего, которое может гибко и тонко настраиваться владельцем по своему усмотрению исходя из своих потребностей, вкусов, уровня жизни, технических возможностей и социальной программы проживания в доме. Дом, который живёт в унисон с пожеланиями владельцев и чутко на уровне своих сенсоров, датчиков, инженерных систем, различных компьютерных программ, трансформируемых форм, изменяемого стилевого оформления, речевых команд, распознавания – идентификации своего владельца, памятью его вкусов и предпочтений создаёт комфортную жилую среду нового уровня.

В жилую среду дома будущего будет активно встраиваться виртуальная реальность и робототехника, жилые пространства дома и его бытовые приборы будут интегрированы в единую домашнюю сеть. Стены, полы и потолки будут меняться в зависимости от эмоционального настроения обитателей и функциональной программы помещений, фактически это будут большие настраиваемые планшеты, и экраны которые будут менять своё освещение, цветовую гамму и насыщенность, имитировать различную отделку, воспроизводить любые цифровые трёхмерные образы, следить за положением и местонахождением человека в данный момент. Житель дома сможет быстро менять эмоциональное настроение,  характер отделки и обстановку в любой момент, перезапуская выбранную программу эксплуатации помещений в режиме онлайн.

А. Скижали-Вейс. Домашний офис с виртуальными возможностями

Инженерно-техническая идея «Интерактивного дома будущего» заключается в организации локальной домашней сети, в которой достигается настройка информационных коммуникаций между всеми элементами интерьера, экстерьера дома, его бытовыми приборами, инженерными системами и самим человеком (пользователем). Причём обмен информацией в такой локальной домашней сети может происходить по желанию владельца и с другими аналогичными системами домов соседей объединяемые в единые масштабируемые сети, а также во взаимодействии с ресурсами глобального Интернета, подкачивая необходимую информацию на домашние серверы. Со временем технологии программирования дома будут существенно усложняться, наращиваться, вариативность настроек увеличится в разы, объём информации и скорость передачи данных изменятся в геометрической прогрессии. Это приведёт к тому, что качество и комфорт среды проживания станет привычной постоянно обновляемой функцией на базе безграничной ресурсоёмкости, а жители дома – пользователи получат в итоге любую дополненную реальность, какую пожелают, причём время отклика на их информационный запрос станет мгновенной!  

Литературная идея таких высокотехнологичных пространств дома и умных бытовых приборов появилась у американского писателя-фантаста Рея Брэдбери в рассказе «Вельд». В 1950 году Брэдбери впервые опубликовал в литературной форме принципы умного дома, цитирую: «Они шли по коридору своего звуконепроницаемого дома типа «Всё для счастья», который стал им в тридцать тысяч долларов (с полной обстановкой),  – дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им…».  Но особым чудом конструктивной мысли в его доме была детская комната, способная воспроизводить любую обстановку, цитирую: « Тишина. Гладкие двухмерные стены. Но на глазах у Джорджа и Лидии Хедли они, мягко жужжа, стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд – трёхмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки. Потолок над ними превратился в далёкое небо с жарким жёлтым солнцем… В этот миг скрытые одорофоны, вступив в действе, направили волну запахов на двоих людей, стоящих среди опалённого солнцем вельда».

К сожалению, избалованные дети воспроизвели в подаренной им родителями чудо комнате интерактивных африканских львов, и подарок стал роковым для семьи, когда дети заперли в той комнате своих родителей. Если не брать во внимание литературный аспект, сюжет и драматизм рассказа, идеи, высказанные Брэдбери, оказались пророческими. Мы только сегодня начинаем подходить к техническим возможностям, ощущению и пониманию как это всё может функционировать в действительности.

Я постарался пойти по «зарастающей тропе», намеченной великим фантастом и попробовать архитектурно развить эти первые литературные наброски прошлого века. В конце концов, мне удалось спрогнозировать, обосновать и визуализировать новую экспериментальную архитектурную модель «Интерактивного дома будущего», в которую вошли шесть наиболее показательных жилых комнат дома,  разработанных с учётом последних технологических достижений начала 21 века:

  • мультимедийный геймерский центр для всей семьи;
  • роботизированная кухня; 
  • ванная комната со сферой-симулятором дополненной реальности;
  • гостиная – цифровой портал для общения;
  • спальня с программируемым модулем для сна;
  • виртуальный домашний офис.

 Мультимедийный геймерский центр для всей семьи

 Предлагаемое мною многофункциональное пространство геймерской жилого дома это одновременно домашний кинотеатр, тренажёрный фитнес зал, игровая компьютерная комната, место досуга и развлечений, интеллектуально-образовательный центр и домашний виртуальный театр для всех членов семьи. Конечно в первую очередь это мультимедийный игровой компьютерный центр, где вместо обычных столов и кресел с игровыми мониторами, где игроки сидят неподвижно часами, предполагается организация игры в виртуальном пространстве с воздействием динамических физических нагрузок на всё тело игроков. Игроки могут одевать специальные игровые костюмы, шлемы 3D реальности, использовать интерактивные игрушки и различные атрибуты, разработанные специально для этих игр. Разнообразный банк данных компьютерных игр и мощные процессоры позволят выбирать и настраивать любые игры, а также устанавливать правила коллективной или индивидуальной игры.

 А. Скижали-Вейс. Мультимедийный геймерский центр

На визуализации отец, мать и сын играют в коллективную «Дисковую войну» из фильма «Трон», причём отец и сын сошлись в виртуальной схватке, а мать наблюдает за процессом игры из глубины комнаты и начисляет очки каждой из сторон, выступая арбитром.

В геймерской комнате стены это огромные панорамные экраны, воспроизводящие масштабное зрелище с применением различных спецэффектов. Трансформируемый пол с подсветкой отслеживает перемещение игроков в пространстве как огромный сенсорный планшет. Потолок с динамическим освещением перенаправляет освещение, имеет датчики, включающие звуковое сопровождение, запахи и потоки воздуха. В целом это своеобразная геймерская – тренажёрная комната, где задействовано всё тело и все органы чувств игроков.

Сейчас продвинутые дети зачастую не имеют возможности играть со своими родителями, они прячутся, запираются в своих комнатах, прогуливают школу, сбегают из дома в интернет-клубы и т. д., только чтобы их не ругали и не видели родители. По моему проекту данное архитектурное решение позволит избежать конфликта интересов и увлечений разных поколений, превратив игру из разъединяющего фактора в фактор объединяющий – настоящее полезное удовольствие для всех членов семьи, а также их гостей!

Роботизированная кухня

 Кухня традиционно являлась особым местом в доме, где в первую очередь появлялись наиболее высокотехнологичные решения и новинки, облегчающие тяжёлый монотонный труд домохозяек. В 1836 году начался промышленный выпуск газовых плит, в 1926 году появился первый безвредный холодильник для дома, в 2005 году в продажу поступили первые социальные роботы «Вакамару» фирмы Мицубиси.

А. Скижали-Вейс. Роботизированная кухня

В моём проекте кухня также является высокотехнологичным пространством, где установлена умная мебель с различными автоматическими режимами настроек от температуры хранения продуктов, влажности, режима вентиляции и до самых различных эстетических (функциональных) свойств наружной поверхности. В процессе приготовления пищи на кухне используются: умные печки, микроволновки, плиты и т.д. создающие любой кулинарный каприз по рецепту, транслируемому через Интернет. Приготовление блюд, например, сведётся к годовой подписке на меню из элитного ресторана. Кухонные 3D-принтеры с покупными картриджами съедобных паст и порошков будут обычной, встраиваемой в оборудование кухонь, опцией. Роботы помощники по хозяйству выполнят любой объём монотонной работы от мытья посуды до нарезки салатов. Хозяйке останется только давать распоряжения парку домашних хозяйственных роботов и следить за технологическим процессом в роли «системного администратора». Допускаю вариант проката роботов и обслуживания сразу нескольких домов бригадой высокопроизводительных хозяйственных роботов, которые будут посменно обходить своих заказчиков с невысокими доходами.

Ванная комната со сферой-симулятором дополненной реальности

 Для ванной комнаты своего интерактивного дома я придумал и разработал специальную ванну, которая представляет собой отдельный функциональный модуль-сферу диаметром 2,2–3 м который можно встраивать в любое пространство такого свойства.

Идея ванны-сферы симулятора в том, что пользователь не просто принимает традиционную ванну и плавает в ней, а в буквальном смысле погружается в другую реальность с многочисленными спецэффектами. Благодаря компьютерному управлению он может моделировать, например море с выводом на внутренний сферический экран любых персонажей из морской пучины, имитируя их полное присутствие благодаря дополненной  реальности, которую поддерживает выбранная компьютерная программа на данный сеанс. Во время сеанса пользователь настраивает температуру воды, её состав (с морской солью или без), звуковое сопровождение (шум морского прибоя или крики дельфинов) и даже ветер, который начинает дуть.

А. Скижали-Вейс. Ванна-сфера

Специальные очки виртуальной реальности помогают воспроизвести реалистичную объёмную картинку ожидаемых иллюзий. Получается, что купальщик сможет погружаться в любую морскую среду, какую только пожелает. Дельфины, например, по сюжету моей визуализации, будут резвиться вместе с ним по выбранной программе. Вода уменьшает гравитацию тела человек, и, благодаря массажному, тактильному и температурному взаимодействию будет достигаться полное ощущение, что принимающий ванну находится в открытом море.

Комната гостиной на визуализации отображает пространство с проекционными стенами-экранами нового поколения, где можно моделировать любое  эмоциональное настроение. После оцифровки личности себя любимого можно свой виртуальный образ-двойник спроецировать на стену-экран и делать с ним всё что угодно с помощью трёхмерной реальности. Девушка на картинке с дивана управляет своим цифровым двойником-аватаром, летящим в грозовых облаках посредством очков виртуальной реальности и пульта. А верная собака-робот рядом с ней охраняет эмоциональное настроение своей хозяйки и синхронизирует её программные возможности, как ходячий процессор на четырёх ногах. Экраны, вставленные в витражные конструкции, после отключения становятся снова прозрачными и пропускают свет в гостиную комнату. Прозрачностью окон и витражей повсюду в интерактивном доме можно будет также управлять, используя программу освещения «день-ночь», без использования занавесок или жалюзи.

 Спальня с программируемым модулем для сна

 Спальня дома наиболее консервативное по духу пространство жилого дома не меняющееся исторически уже на протяжении столетий. Наиболее комфортным и удобным считалось спальное место под светозащитным нарядным балдахином с противомоскитными сетками в сочетании с различного рода пуховыми подушечками, мощным толстым матрасом и шёлковыми одеялами. Настало время нарушить эту средневековую идиллию в соответствии с технологической эволюцией умных бытовых приборов и мебели.  

А. Скижали-Вейс. Модуль для сна

Спальни моего умного дома будут пространствами, где можно станет программировать свой сон и заказывать (вызывать) полезные сновидения под свой жизненный цикл и ритм, переключая утомлённое подсознание. На смену устаревшим «дедовским» кроватям придут предлагаемые мною – программируемые капсулы-модули для сна, где можно будет выбирая любые «аватары» совершать перезагрузку и сброс негативных эмоций накопленных за день. Модули для сна, разработанные мной, будут иметь любой настраиваемый влажностный и температурный режим, систему кондиционирования, кислородное обогащение, и прекрасную звукоизоляцию для погружения в глубокий здоровый сон, не прерываемый никакими ремонтами и скандалами соседей или изнуряющей летней жарой! Капсулу для сна можно будет легко синхронизировать с мобильным планшетом, который возьмёт на себя роль временного сторожа-ассистента и будет принимать, собирать, отправлять звонки и сообщения пока вы спите. В модуле сна можно будет настраивать любое локальное освещение, слушать расслабляющую музыку, регулировать жёсткость матраса под вес пользователя, а крышка капсулы получит возможность менять свою светопрозрачность. Я провозглашаю новое перспективное направление в футуродизайне – полная технологическая и эстетическая «гибридизация» мебели и бытовых приборов!

Конечно, такие модули для сна будут недешёвым удовольствием, однако их большое эстетическое разнообразие, выбор комплектации программных настроек, одно или двух местные функциональные размеры (объёмы) помогут потребителям оптимизировать свои расходы. Салоны продажи автоматических модулей для сна станут таким же привычным явлением, как и современные автосалоны.

Домашний офис с виртуальными возможностями

 В современном информационном обществе всё большее развитие получает тенденция «удалённой работы». Идея «удалённой работы» появилась в 1972 году в США, в 1979 году появился уже устойчивый термин «гибкого рабочего места» не предполагающий постоянное присутствие работников в офисе. В настоящий момент в ИТ-отрасли России, например, трудится 24 % удалённых сотрудников. Неуклонно растёт и количество фрилансеров в разных отраслях индустрии, желающих работать у себя дома.

Виртуальный офис на дому позволит полноценно работать в режиме удалённого сотрудника, не совершая маятниковых поездок по городу, экономя бензин, не создавая транспортных пробок и иметь возможность гибко организовывать свой творческий процесс.  Работа с коллегами, заказчиками и производителями в режиме виртуальной реальности, теле-видео-конференции, управление офисными киборгами и роботами, находящимися на производстве далеко от дома станет доступна и повседневна. Небольшие домашние роботы-консультанты помогут вашему мини-офису с большими возможностями справляться с огромным количеством заказов, поиском и обработкой необходимой информации. Информация прямо с рабочего монитора компьютера пользователя в идеальном качестве будет транслироваться на медийные стены-экраны своего кабинета или в удалённую студию предприятия, где можно подробно заказчикам рассмотреть плоды совместного творческого труда в объёмном изображении и в режиме телеконференции провести согласование. Виртуальная реальность поможет удалённым участникам производственного процесса встречаться в цифровом пространстве и рассматривать проекты будущих изделий прямо в натуральную величину, не выходя из дома.  

Заключение

По моему убеждению, именно высокие технологии будут предлагать архитекторам - дизайнерам новые возможности и прорывные идеи для творчества. От того как правильно мы сможем их использовать,  эстетически красиво, функционально интересно и рационально оправдано применять в своих проектах будет зависеть облик наших жилищ будущего. В шестидесятые годы 20 века появлялось много интересных футурологических идей, которые именно сегодня ждут, не дождутся своего часа X. Настало время для их нового прочтения, изучения, осмысления и мощного развития на новом научно-техническом уровне и новом историческом этапе 21 века. Уверен, мы сегодня находимся только в первой фазе информационно-технологической революции, через 50-100 лет облик наших жилищ изменится до неузнаваемости. Для того чтобы процесс проектирования происходил без болезненно и максимально эффективно нужно уже сегодня пробовать выстраивать подобные комплексные экспериментальные прогностические модели жилищ, которые помогут почувствовать огромный потенциал и всю глубину грядущих изменений нашей жизни.


 ОБ АВТОРЕ

Артур Скижали-Вейс архитектор фантаст и футуролог.


 P.S.

Проект «Интерактивного дома будущего» участвовал во Всероссийском конкурсе интерьеров жилого и общественного пространства с иностранным участием «Batimat inside-2015». По результатам конкурса реализованных и проектных предложений был представлен в экспозиции 40 лучших конкурсных работ в МВЦ «Крокус Экспо» с 31 марта по 3 апреля 2015 года.

Архитектурная концепция, инженерно-технические идеи, визуализации «Интерактивного дома будущего», а также описание новой «гибридной» мебели и бытовых приборов являются авторским решением Артура Скижали-Вейса и не могут быть использованы или воспроизведены без его согласия®. Фирмы, заинтересованные в развитии своих перспективных разработок могут обратиться к автору архитектору с предложениями о сотрудничестве.


Программное обеспечениеИнтеллектуализацияАвтоматизация«Умные» здания