Энергоэффективные IT-решения проекта. Аэропорт Внуково
|
Комплексный подход к построению инженерных и информационных систем терминала позволил до завершения строительства запустить процессы обслуживания пассажиров и обеспечения полетов |
Все системы аэровокзального терминала А построены на оборудовании ведущих мировых фирм/изготовителей, одним из которых является швейцарский производитель оборудования для средств автоматизации и диспетчеризации зданий – компания Saia-Burgess. Комплексный подход к построению инженерных и информационных систем терминала позволил до завершения строительства запустить процессы обслуживания пассажиров и обеспечения полетов.
Информационная инфраструктура терминала связана средствами межсистемной интеграции со специализированной и неспециализированной инфраструктурой аэропорта. Автоматизированная система управления инженерным оборудованием предусматривает обмен данными со смежными АСУ по стандартным информационным протоколам, в частности с системами обработки багажа (BHS), контроля отправок пассажиров и багажа (DCS), с операционной базой данных аэропорта (АОDB), с системой отображения полетной информации (FIDS).
Различные средства информационной безопасности защищают данные: сенсоры обнаружения вторжений и межсетевые экраны интегрированы в сетевую инфраструктуру, насчитывающую в общей сумме более 8 000 портов. Пропускная способность магистральных каналов передачи данных составляет до 20 Гбит/с, а суммарная производительность ядра сети – несколько миллиардов пакетов в секунду. Беспроводная информационная сеть обеспечивает полное покрытие площади терминала.
Аэропорт Внуково |
Масштабы проекта и сетевой инфраструктуры терминала потребовали применения наиболее современных сетевых стандартов и технологий. Данная инфраструктура является одной из самых крупных и сложных как в России, так и за рубежом.
Контроль функционирования информационных сервисов осуществляет система управления IT- инфраструктурой, которая производит корреляцию всех событий и анализирует состояние информационных ресурсов. Система управления позволяет контролировать все информационные ресурсы: сеть, рабочие станции, серверное оборудование и программные приложения информационных систем аэропорта. Благодаря такой системе повысилась эффективность поиска неисправностей и системы эксплуатации в целом.
Данная система применена не только в новом пассажирском терминале, но и на объектах всего аэровокзального комплекса аэропорта Внуково.
Все инженерные системы терминала интегрированы в единую информационную среду на базе ПО CitectSCADA с использованием открытых протоколов: Modbus, Profibus DP, EIB, BACnet и S-Bus. Система BMS обеспечивает централизованный сбор, обработку и хранение информации в единой базе данных, а также создание графических интерфейсов.
Система BMS контролирует работу многокилометровых магистралей охлаждения, отопления, электроснабжения, освещения, двух тепловых пунктов, трех водопроводных станций, 32 сооружений для охлаждения воды, 34 вентиляционных установок, пяти трансформаторных подстанций, 40 коммутационных центров и другого оборудования.
Пассажирский терминал А |
Вышка диспетчеров в здании терминала. Вверху – диспетчерская, внизу – фонтан |
Автоматизация управления инженерным оборудованием терминала практически полностью выполнена на свободно программируемых контроллерах Saia®PCD. Она позволила сократить количество необходимого эксплуатационного персонала, минимизировать количество ошибок, обусловленных человеческим фактором, повысить функциональную эффективность всей инженерной инфраструктуры аэропорта.
По окончании работ по построению системы BMS в аэровокзальном комплексе аэропорта Внуково диспетчеры смогут контролировать более 120 000 параметров инженерных систем пассажирского терминала (в системе управления применены свободно программируемые контроллеры Saia® PCD3.M5340, PCD3. M5540,152 шт.), около 10 000 – грузового комплекса комплекса (контроллеры Saia® PCD3.M5340, PCD3.M5540, 39 шт.), более 2 000 – бизнес-терминала (контроллеры Saia® PCD2.M170D163, PCD2.M150D163, PCD3 M5340, 20 шт.) и 5 000 – гостиницы Hilton.
Диспетчерская систем безопасности |
Автоматизированная система управления обеспечивает бесперебойное функционирование всех служб аэропорта. Все системы электроснабжения, вентиляции, тепло- и холодоснабжения резервируются.
Одни из основных принципов разработки IT-инфраструктуры терминалов – модульность и масштабируемость решений. Возможность модернизации системы без изменения структуры решения в полной мере была использована и в автоматизации инфраструктуры. Для этого применили оборудование Saia-Burgess. Системы автоматизации на базе логических контроллеров (ПЛК) Saia®PCD.M5xxx, обладающие модульной структурой, позволяют службе эксплуатации и обслуживающей компании корректировать функционал, добиваясь идеального соответствия алгоритмов работы систем требованиям изменяющейся инфраструктуры. Кроме этого, благодаря поддержке большого количества протоколов, данное оборудование позволяет полноценно интегрировать в общую систему оборудование других производителей.
Интеллектуальная система управления микроклиматом и освещением пассажирского терминала А аэропорта Внуково базируется на технологии KNX.
Сеть KNX позволяет гибко и просто управлять климатическими системами и системами освещения, что повышает комфорт, безопасность, эффективность, а также удобство при эксплуатации. Система KNX насчитывает около 1 539 устройств и охватывает все технологические, служебные, технические, офисные и другие помещения, кроме общих залов, где управление климатом и освещением выполняется системой BMS. По окончании работ по второму пусковому комплексу планируется увеличить масштаб системы KNX еще на 60 %.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТА |
• Использование энергоэффективного оборудования (устройства компенсации реактивной мощности, осветительные приборы с электронной пускорегулирующей аппаратурой). • Оптимизация инженерных систем (например, коэффициент энергоэффективности систем холодоснабжения на 15 % выше традиционных решений за счет применения турбокомпрессоров). • Автоматизированное управление инженерным оборудованием (90 % помещений с автоматизированным управлением освещением и микроклиматом, автоматизирован процесс воздухообмена в зависимости от пассажиропотока). • Рекуперация тепловой энергии, экономия теплоты – 8,5 % (3,07 Гкал/час). • Моделирование тепловых процессов (эффективность роторных рекуперационных установок близка к предельному КПД – 74 %). Примечание. Алгоритмы работы приточно-вытяжных систем вентиляции с роторным рекуператором разработаны с применением математического моделирования, что позволяет снизить энергопотребление климатических систем более чем на 30 %. |
После запуска первой очереди нового терминала пропускная способность аэропорта увеличилась в 2 раза (с 7 млн до 14 млн пассажиров). После ввода в эксплуатацию второго пускового комплекса в 2015 году пропускная способность пассажирского терминала возрастет до 20 млн пассажиров в год.
Применение современных технологий и интегрированный подход к разработке и реализации решений предполагают их высокую экономическую эффективность.
Лампы отраженного света |
Декларируемая многими производителями преемственность и совместимость оборудования не всегда подтверждается на практике. Системы компании, выступая в роли связующего звена, обеспечивают гарантированно долгий (до 25 лет) жизненный цикл с полноценной технической поддержкой. При создании систем такого масштаба и сложности не последнюю роль играют также качество и удобство инструментов разработчика. Программная среда Saia® PG5, являясь полноценной интегрированной средой разработки, поддерживает несколько стандартных языков программирования ПЛК, включает в себя мощное средство отладки в режиме реального времени. Благодаря развитой и хорошо документированной библиотеке функциональных блоков, проектирование прикладного управляющего ПО в среде Saia® PG5 становится менее ресурсоемким и более быстрым процессом.
О КОМПАНИИ |
«Сайа Бургесс Контролз Рус» – Saia-Burgess Controls www.saia-burgess.ru |
Единым комплексом связаны 79 инженерных и информационных систем. Крупнейшая в мире интегрированная система безопасности включает в себя 1 700 видеокамер, 1 000 точек контроля доступа, 2 000 извещателей охранной сигнализации.
Крупнейшая в России интегрированная автоматизированная система диспетчеризации и управления (АСДУ) насчитывает 120 000 точек контроля, 40 серверов, около 400 контроллеров PCD. В качестве основного протокола АСДУ используется BACnet/IP.
Интегрированная информационная инфраструктура обеспечивает IT-сервисы арендаторам, авиакомпаниям, службам аэропорта и пассажирам, осуществляет управление шестью ЦОДами и 34 коммутационными центрами.
Благодаря энергоэффективным решениям европейского уровня потребляемая мощность снижена с 22,0 до 18,7 МВт. Затраты на энергоресурсы сокращены на 15–20 %.
Выполнена интеграция инженерных и информационных систем в целях совместного использования различными службами, вследствие чего экономия полезной площади составила
3 000 м2.
Эффективность управления достигается посредством:
Решения системы разработаны на основе передовых информационных технологий и удовлетворяют самым современным требованиям к международным пассажирским терминалам. ●
Статья публикуется на правах рекламы.