Текущий выпуск
№3 2017
Главная|Журнал|Осень 2013|Дорожная карта зелёного строительства в России
      

Дорожная карта зелёного строительства в России



В Москве 24 октября 2013 года состоялось знаменательное событие – учредительная конференция с международным участием «Дорожная карта зеленого строительства в России – перспективы и проблемы», по итогам работы которой была принята резолюция.

Резолюция

 

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ В ОБЛАСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

 

Год создания – 2012.

Учредители:

Важную роль в консолидации продвижения зеленого строительства сыграл созданный по инициативе «Союза Архитекторов России» и некоммерческого партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК») Координационный совет.

В работе конференции, организованной Координационным советом в области продвижения зеленого строительства в России, в рамках пленарного заседания и двух круглых столов приняли участие 145 представителей научных, проектных и строительных организаций, вузов, министерств, ведомств, общественных организаций из 32 регионов страны и стран ближнего зарубежья.

Было заслушано 20 докладов – презентаций по проблемам зеленых стандартов строительства зданий и сооружений высокой экологической и энергетической эффективности.

Положения, отмеченные участниками конференции

  • Зеленые здания – это подход к строительству зданий как среды обитания человека, отвечающих требованиям комфортности, безопасности, эффективности, экологичности и защиты окружающей среды в соответствии с принципами устойчивого развития.
  • Зеленое строительство представляет собой важнейшее направление в мировой строительной индустрии, которое является системным продолжением строительства энергоэффективных и экологичных зданий, и создает новый механизм перехода традиционного проектирования и строительства к проектированию и строительству современной устойчивой среды обитания человека. В настоящее время более 30 стран в мире успешно развивают строительство зеленых зданий и имеют национальные рейтинговые системы их сертификации.
  • Использование зеленых стандартов при проектировании и строительстве объектов Олимпиады Сочи‑2014 позволило реализовать природоохранные мероприятия и снизить техногенную нагрузку на окружающую среду.
    В настоящее время в России четыре организации имеют собственные рейтинговые системы и более 300 организаций участвуют в процессе развития зеленого строительства. Настало время объединить усилия организаций, заинтересованных в строительстве зеленых зданий, и в соответствии с международными требованиями создать дорожную карту зеленого строительства в России.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Комплекс мероприятий, нацеленных на создание комфортной среды обитания, снижение использования природного топлива, повышение использования альтернативных и возобновляемых источников энергии и сохранение окружающей природной среды.
  • С использованием передового зарубежного опыта в Российской Федерации заинтересованными общественными организациями с 2010 года разработан ряд зеленых стандартов строительства добровольного применения, а в 2012 году зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964–2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».
    • Государство является самой главной заинтересованной стороной в развитии строительства зеленых зданий; рейтинговые системы оценки зеленых зданий содержат не только требования существующих нормативных документов, но, прежде всего, ориентируют и стимулируют решения государственных задач на инновационных основаниях.
  • Выгоды от строительства зеленых зданий получают, в конечном счете, все участники строительного процесса: девелоперы, инвесторы, производители строительных материалов и оборудования, проектировщики, подрядчики и, несомненно, пользователи зданий.
  • Зеленые стандарты становятся действенным регулятором экономики, утрата контроля над которыми или недооценка весьма рискованны.

ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОТОРЫХ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ИЗЪЯВИЛИ ЖЕЛАНИЕ ВОЙТИ В СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА

  • ГОССТРОЙ России;
  • Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной думы Федерального собрания РФ;
  • Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ);
  • Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН);
  • Союз архитекторов России (САР);
  • Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
  • Департамент градостроительной политики города Москвы;
  • Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
  • Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области;
  • НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»);
  • Совет по экологическому строительству (RuGBC);
  • НП «Центр экологической сертификации – Зеленые стандарты»;
  • Московский государственный строительный университет;
  • Московский архитектурный институт (Государственная академия);
  • Cовет по экоустойчивой архитектуре Союза архитекторов России;
  • Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС);
  • ООО «НПО Термэк»;
  • НП «Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ» (НБЭСР);
  • НП «Ассоциация деревянного домостроения»;
  • НП «Межрегиональный союз оценщиков»;
  • НП «Проектирование инженерных систем зданий и сооружений»;
  • НП «Монтаж инженерных систем зданий и сооружений»;
  • АНО «Эколайн»;
  • Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева;
  • Национальное объединение изыскателей;
  • ОАО «ЦНИИПромзданий»;
  • Группа инновационных компаний «Инсолар»;
  • ООО НПП «Донские технологии»;
  • ООО «СанТехПроект»;
  • ООО «Зеленые дома»;
  • Группа компаний Стена;
  • ООО «ВИОТИ»;
  • Ассоциация Европейского бизнеса ООО «БЕНЕ Москва».

Ключевые задачи зеленого строительства в России

  • Повышение качества среды обитания человека, достижение высоких показателей комфортности;
  • минимизация и утилизация выбросов и отходов, повышение безопасности среды обитания людей, топливно-энергетических, водных и иных ресурсов;
  • стимулирование развития производства эффективного и экологичного оборудования и материалов в России;
  • повышение профессионального уровня специалистов, занятых в строительстве, эксплуатации и проектировании;
  • развитие научного сопровождения зеленого строительства;
  • внедрение в учебный процесс курса зеленого строительства;
  • организация проектирования и строительства зданий и сооружений высокой экологической и энергетической эффективности.

Решения, принятые на конференции

  • Сформировать Национальный совет, объединяющий на добровольной основе заинтересованные государственные, общественные, коммерческие организации.
    Первоочередной задачей Совета считать разработку дорожной карты зеленого строительства как национальной программы развития строительства зданий и сооружений высокой экологической и энергетической эффективности.

  • Поручить Совету обратиться в Государственную думу, Правительство Российской Федерации и профильные министерства (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство науки и образования РФ) с предложением сформировать межотраслевую программу продвижения зеленого строительства в России.
  • Поручить Совету в целях реализации дорожной карты зеленого строительства сформировать некоммерческое партнерство «Национальное объединение зеленого строительства».
  • Поручить Совету поддержать предложение организационного Комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу «Россия–2018» и Министерства природных ресурсов и экологии РФ принять участие в доработке национальной системы экологического нормирования в соответствии с требованиями FIFA и использовать ее при проектировании, строительстве и сертификации футбольных стадионов 4 М‑2018.
  • Поручить Совету рассмотреть возможность создания Фонда зеленого строительства при поддержке органов государственной власти страны.
  • Итоги работы Национального совета подвести через год в октябре 2014 года на второй конференции «Дорожная карта зеленого строительства в России – перспективы и проблемы».

 

Выступления на пленарном заседании

 

 Юрий Андреевич Табунщиков,

профессор, член-корреспондент РААСН, президент НП «АВОК»

Слушать аудиоответ

– Зеленое строительство представляет собой важнейшее направление в мировой строительной индустрии, которое является системным продолжением строительства энергоэффективных и экологичных зданий и создает новый механизм перехода традиционного проектирования и строительства к проектированию и строительству современной устойчивой среды обитания человека. В настоящее время около 30 стран мира успешно развивают строительство зеленых зданий и имеют национальные рейтинговые системы их сертификации.

 


Государство является самой главной заинтересованной стороной в развитии строительства зеленых зданий: рейтинговые системы оценки зеленых зданий не только содержат требования существующих нормативных документов, но, прежде всего, ориентируют и стимулируют решения государственных задач, направленных на улучшение экологической ситуации в стране, повышение комфорта среды обитания человека и экономию топливно-энергетических и водных ресурсов.


Иностранные компании довольно активно работают в России: более 20 зданий и сооружений были сертифицированы, в частности олимпийские объекты.

Что касается нашего национального развития этой идеи, в России как минимум четыре организации имеют свои рейтинговые системы, что создает некоторую потерю качества. Поэтому необходима единая дорожная карта зеленого строительства. Мы надеемся, что проект будет поддержан на государственном уровне.

Государство является самой главной заинтересованной стороной в развитии строительства зеленых зданий: рейтинговые системы оценки зеленых зданий не только содержат требования существующих нормативных документов, но, прежде всего, ориентируют и стимулируют решения государственных задач, направленных на улучшение экологической ситуации в стране, повышение комфорта среды обитания человека и экономию топливно-энергетических и водных ресурсов.


 

Андрей Владимирович Боков,

президент общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» (САР)

Слушать аудиоответ

 – Целью собрания является начало формирования общенациональной структуры, деятельность которой была бы посвящена зеленому строительству и составлению основных этапов дорожной карты на ближайшие полтора-два года.

Итогом движения по этому пути должны стать создание объединения или совета в форме некоммерческого партнерства с регистрацией в Министерстве юстиции этого образования, формирование состава Национального совета, аккредитация его на международном уровне во Всемирном совете и принятие государственной программы по развитию зеленого строительства в нашем отечестве. Таковы наши амбициозные планы.


 Зеленое строительство отмечено рядом несомненных достоинств. В их числе – непредвзятость, открытость, здравомыслие принципов; учет последствий и забота о будущем; многоаспектность и сбалансированность решений; преодоление экологического экстремизма; эволюционность, самоподдержание, устойчивое развитие как базовая ценность; способность предупреждать социальные конфликты и взрывы.


Нынешняя ситуация представляется мне несколько парадоксальной, поскольку общество, бизнес и власть убеждены в необходимости зеленого строительства, однако дело движется крайне медленно несмотря на то, что значительное число людей, в том числе и здесь собравшихся, понимают необходимость этого движения.

Причины этого понятны:

  • долговременные стратегические задачи зеленого строительства сегодня проигрывают задачам сиюминутным;
  • лозунги и декларации не подтверждаются практическими шагами и измеряемыми действиями;
  • усилия более чем 300 различных организаций РФ, подтвердивших интерес к зеленому строительству, разрознены и не организованы;
  • прямое приложение LEED, BREEAM и DGNB в нынешних российских реалиях неэффективно.

К сожалению, отечественные успехи в зеленом строительстве невелики, и часто за емким словом «объект» скрывается, как правило, интерьер, который выполнен на основании стопроцентной поставки откуда-то из-за рубежа. При сертификации объектов, которые полностью выполнены на нашей почве, возникают несомненные трудности, из этого мы должны делать выводы и строить нашу политику.

Зеленое строительство отмечено рядом несомненных достоинств. В их числе – непредвзятость, открытость, здравомыслие принципов; учет последствий и забота о будущем; многоаспектность и сбалансированность решений; преодоление экологического экстремизма; эволюционность, самоподдержание, устойчивое развитие как базовая ценность; способность предупреждать социальные конфликты и взрывы.


 

Виктория Рудольфовна Венчикова,

заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ

Слушать аудиоответ

– Взятые Российской Федерацией в 2007 году в заявочной книге «Сочи‑2014» обязательства по экологическому сопровождению зимних Олимпийских игр стали отправной точкой для активной работы по формированию и внедрению национальных зеленых стандартов в строительной сфере.

В 2009 году под эгидой Минприроды России была создана рабочая группа по разработке критериев системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения зеленых стандартов, которые были утверждены распоряжением министра природных ресурсов и экологии РФ в декабре 2009 года.

Этим же документом министр поставил задачу по разработке временных методических указаний по применению критериев системы сертификации, которые утверждены в мае 2010 года распоряжением министра природных ресурсов и экологии РФ, и установил сроки разработки рейтинговой оценки их соблюдения.

Результаты этой работы положены в основу документов системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты».

Сертификация объекта недвижимости проходит по следующим направлениям: экологический менеджмент; выбор участка; инфраструктура и ландшафтное обустройство; рациональное водопользование и предотвращение загрязнения; архитектурно-планировочные и конструкторские решения.

К работе над стандартом министерством привлечены ведущие российские экспертные организации и отраслевые сообщества: НП «Центр экологической сертификации – Зеленые стандарты», Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), НП «АВОК», а также государственная корпорация «Олимпстрой».

Конечно, при разработке отечественных зеленых стандартов был использован опыт наилучших зарубежных практик в этой сфере, в том числе LEED (США) и BREEAM (Великобритания). При этом международные стандарты были адаптированы к российским условиям. Учтены климатические условия нашей страны, особенности технологического и социально-экономического развития. Кроме того, стандарты обладают гибкостью и возможностью их адаптации к различным категориям объектов недвижимости.

Опыт подготовки объектов к проведению сочинской Олимпиады позволил использовать это качество отечественных зеленых стандартов. Система получила дальнейшее развитие в других отраслях: в дорожном строительстве при участии госкомпании «Автодор», при проектировании крупных инфраструктурных проектов совместно с Фондом «Сколково», в проекте «Смарт-сити» с Правительством Республики Татарстан; при проектировании и реконструкции социально значимых объектов и объектов особо охраняемых природных территорий (с Правительством Москвы).

Пройдя апробацию на олимпийских объектах, система «Зеленые стандарты» стала основой для создания национального стандарта ГОСТ Р 54964–2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости», который стал первым российским зеленым стандартом такого статуса. Он утвержден приказом Росстандарта и вступил в силу 1 марта 2013 года.

Национальный стандарт является первым комплексным документом в России, обеспечивающим устойчивое развитие строительной отрасли. Его основная задача – задавать повышенные ориентиры природоохранных требований в строительстве. Предполагается ряд мероприятий в различных отраслях экономики, предусматривающих применение стандартов зеленого строительства.

Минприроды России открыто для конструктивного диалога с экспертным сообществом, мы готовы рассматривать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере экологического строительства в пределах нашей компетенции и совместно выработать необходимые решения, отвечающие современным требованиям.


 

Александр Петрович Кудрявцев,

академик, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН)

 Слушать аудиоответ

– Концепция устойчивого развития должна исходить из следующего положения: в целях обеспечения экологической безопасности оно должно увязывать свои социально- экономические потребности с возможностями национальной экосистемы как России, так и других стран. Такая постановка проблемы прежде всего требует экологической переориентации экономики, общественного сознания и развития экологической культуры.

На Северном Кавказе активно обсуждают пилотный проект создания высокоэффективной энергетической инфраструктуры, в рамках которого на территории СКФО появятся умные города. Инициатива нашла поддержку у республиканских властей, производителей интеллектуальных технологий нового поколения и энергетиков, понимающих необходимость перехода на совершенно другой уровень решения проблем, характерных для региона.

Реализация проекта включает три этапа: модернизацию энергообъектов на базе умных технологий, создание территориальных интеллектуальных кластеров – умных городов – и, наконец, организацию высокоэффективной региональной инфраструктуры.

Зеленое строительство необходимо преобразовать в систему, определить его место и значение, применимость на различных уровнях и в различных формах расселения: в городах, в агломерациях, в автономных поселениях, на территории жилых районов.


 

Руслан Сосланович Акиев,

главный специалист Департамента технического регулирования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)

Слушать аудиоответ  

– Зеленое строительство и зеленые здания представляют важнейшее направление в мировой строительной индустрии. Они являются системным продолжением строительства энергоэффективных и экологичных зданий.

В настоящее время более 30 стран в мире успешно развивают зеленое строительство и имеют национальные рейтинговые системы их сертификации. Наиболее известными транснациональными рейтинговыми системами можно назвать британскую, американскую и немецкую.

Требования рейтинговых систем оценки зеленых зданий направлены на сокращение потребления энергетических ресурсов, обеспечение высокого качества внешней среды, улучшение экологии внутреннего пространства, рациональное водопользование, снижение вредных воздействий на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации зданий, разработку инновационных решений при обеспечении комфортной среды обитания человека и адекватной экономической рентабельности архитектурных, конструктивных и инженерных решений.

Следует отметить, что в настоящее время очень часто иностранные компании при проведении конкурсов на проектирование зданий не допускают к участию в конкурсе организации, которые не имеют специалистов, прошедших обучение по национальной рейтинговой системе, и не получили соответствующий сертификат.

Остановлюсь теперь на минусах. В настоящее время картина на зеленом рынке сертификации складывается следующим образом. Одновременно существуют разные по своему уровню, но в целом слабые и методически разрозненные отечественные сертификационные системы в области зеленого строительства. Эта проблема особенно чувствительна на фоне крупных многонациональных систем, агрессивно наращивающих свое присутствие на отечественном рынке. Эти системы имеют объективные преимущества: большой опыт применения, хорошо подготовленные специалисты, возможность привлечения больших финансовых ресурсов. Но их требования выстроены таким образом, что отечественное проектирование, строительство и производство строительных материалов, не вписываясь в установленные рамки, оказываются вынужденными нести значительные дополнительные издержки, чтобы формально удовлетворить этим требованиям.

Существуют и объективные отличительные факторы для территории Российской Федерации, которые не позволяют напрямую, как кальку, применять философию ни одной из схем известных мультисистем.

Национальное объединение строителей поддерживает идею формирования Национального совета по разработке проекта дорожной карты зеленого строительства в России. Такой Совет мог бы стать центром принятия стратегических решений и инициатором формирования и продвижения законодательных инициатив в области зеленого строительства.


 

Алексей Ростиславович Воронцов,

начальник Главного управления и градостроительства Московской области

 Слушать аудиоответ

– Я, как архитектор и как чиновник, вполне разделяю вышесказанное о том, что зеленое строительство сейчас – это международный тренд. Будем надеяться, что это не модное течение, а серьезное фундаментальное движение в сторону рационального использования материи, энергии и пространства в России и во всем мире. Тем более, что у нас сохранился лес. Сейчас Россия – крупнейший поставщик кислорода и воды на планете – пресной и пока еще довольно чистой воды. Задача архитекторов и градостроителей – максимально эффективно и экономно использовать данное нам нашими предками пространство. К сожалению, не все на нашей планете и, в частности, в России имеет такой благообразный и чудесный вид, как территория Имеретинской низменности. Мы еще чудовищно расточительны в использовании ресурсов. Человечество за последние 50 лет уничтожило больше природных ресурсов, чем за всю свою историю.

Одна из задач зеленого строительства на территории Московской области – это сохранение природных ландшафтов. Данному делу, в частности, посвящена деятельность сотрудников нашего ведомства и проектных институтов, которые на этой ниве трудятся и занимаются проблемами пространственной организации систем расселения населения. Первый уровень градостроительства – насколько экономно мы используем пространство, которое нам предоставляется под размещение тех или иных жизненных функций, начиная со строительства жилых зданий и заканчивая объектами промышленно-производственной сферы.

Нужны конкретные действия и конкретные меры. Надеемся, что результатом этого собрания станет принятие решений, которые дадут в руки проектировщикам-урбанистам и архитекторам ориентиры добровольного или обязательного применения. Нужно позаботиться о том, чтобы при создании той или иной архитектурной формы, в процессе эксплуатации объектов и их утилизации действовали обязательные требования в отношении минимального расхода энергии.

Очень важно, что появилось новое электронное средство массовой информации – журнал «Здания высоких технологий», и надо использовать его для продвижения тех идей, которые здесь формируются.


 

 Елена Станиславовна Чугуевская,

директор Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Минрегионразвития России

  Слушать аудиоответ

– Моими коллегами уже много рассказано о подходах к зеленому строительству. Я бы хотела остановиться на одном.

Если укрупнено разделить деятельность в рамках вектора зеленых подходов к развитию в России, можно выделить отдельно блок проектирования зданий и сооружений, непосредственно создание объемной среды, нормирование этой деятельности и планирование и развитие территорий.

В отношении последнего Министерством регионального развития РФ разрабатываются и ведутся проекты, о которых хотелось бы рассказать. В Градостроительном кодексе РФ записаны и принципы устойчивого развития, и комплексная оценка территорий, необходимые при подготовке документов территориального планирования. К сожалению, это работает не так эффективно, как хотелось бы. Представлю вам тот набор инструментов, который необходим в дальнейшем. Во‑первых, отмечу, что уже порядка двух лет Министерством регионального развития РФ реализуется совместное с правительством Германии соглашение в части пространственного развития территорий по использованию опыта эколого-ландшафтно ориентированного территориального планирования. Первый этап был посвящен анализу законодательства. На втором этапе запланирована отработка в 2014 году пилотного проекта на отдельной территории в Российской Федерации. На основании полученных результатов будут внесены изменения не только в Градостроительный кодекс РФ, но и в ряд законов и подзаконных актов, которые регулируют область территориального планирования. Во‑вторых, в рамках этого же подхода к экологическому развитию территорий Минрегион включил в план законотворческой работы на 2014 год очень важный законопроект о введении принципов акватерриториального планирования. В‑третьих, следующий значимый блок работы – это введение в закон о стратегическом планировании, который сегодня находится в стадии подготовки ко второму чтению в Государственной думе, базового системообразующего документа – Стратегии пространственного развития Российской Федерации. В составе этой стратегии обязательно должен появиться раздел, посвященный экологии.

Надеюсь, что экспертное сообщество поможет нам в этой работе, потому что следующий этап – это подготовка Постановления Правительства, в котором должен найти свое место блок об эколого-ландшафтном строительстве.


 

Александра Вадимовна Сытникова,

начальник Управления генерального плана города Москвы Москомархитектуры

   Слушать аудиоответ

– Москомархитектура внимательно следит за основными тенденциями зеленого строительства и поощряет их в проектах. Но, как орган исполнительной власти, уполномоченный в области градостроительной архитектурной деятельности, в первую очередь своими задачами видит отслеживание соответствия представляемых проектов существующему законодательству и нормативам. Главная роль в продвижении зеленых технологий и систем сертификации должна отводиться общественным организациям и производителям, а адресатами должны стать проектировщики и заказчики.

О степени заинтересованности заказчиков в зеленых технологиях в Москве можно судить по количеству реализованных зданий, прошедших сертификацию. Их количество ничтожно мало по сравнению с тем, которое хотелось бы видеть в городе. Нужно активно популяризировать существующие высокие технологии – прежде всего среди девелоперов и заказчиков. Несмотря на кажущееся удорожание проектов, использующих новые технологии, ликвидность зеленых проектов только повышается.

В итоге заказчик все равно выигрывает. Эту основную мысль нужно транслировать в массы. Прежде всего с этой задачей помогут справиться профессиональные издания, посвященные зеленым технологиям и устойчивому развитию. Я сегодня увидела замечательное издание – электронный журнал «Здания высоких технологий». Он очень интересный и довольно информативный.

Хотелось бы также отметить, что есть попытки использовать в Москве существующие международные нормы (LEED и BREEAM). Однако России необходимы свои национальные стандарты. Москомархитектура примет активное участие в разработке этих стандартов. Видимо, существующих ГОСТов пока недостаточно, поэтому Москомархитектура готова поддержать развитие новых национальных стандартов.


 

Дмитрий Николаевич Ершов,

руководитель проекта «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в РФ» (ГП «ПРООН/ГЭФ»)

  Слушать аудиоответ

– Глобальный экологический фонд по всему миру, в том числе и в России, финансирует проекты, направленные на экологию, охрану природы, энергосбережение. В Российской Федерации сейчас идут два таких проекта: проект по осветительным приборам и наш проект по стандартам и маркировке. Проект стартовал в 2010 году и рассчитан на 5 лет. Его бюджет составляет несколько миллионов долларов. Существует техническое задание, где прописаны направления, которые мы должны развивать, есть команда, которая реализует проект. Глобальная цель проекта – снижение выбросов в атмосферу парниковых газов путем снижения энергопотребления в производственных, жилых и общественных зданиях.

Суть этого проекта в том, чтобы повысить эффективность российской экономики путем продвижения стандартов и маркировки бытовых приборов и инженерного оборудования зданий. У нас есть приоритетные виды деятельности, по которым мы обязаны работать.

В свое время были проведены исследования и выявлено оборудование, обладающее потенциалом энергосбережения.

По инженерному оборудованию зданий это водяные насосы, промышленные кондиционеры и вентиляторы, холодильные установки для центральных систем кондиционирования. И по бытовому оборудованию – рефрижераторы и холодильники, стиральные машины.

Направления деятельности проекта следующие: совершенствование законодательной базы, разработка стандартов и других нормативных документов, повышение заинтересованности производителей и других участников рынка в том, чтобы внедрять маркировку энергоэффективных приборов и работа с потребителями.

За время работы проекта были разработаны восемь государственных стандартов (пять из них приняты Росстандартом, а один уже действует), связанных как с маркировкой бытовых приборов и инженерного оборудования зданий, так и со сферой экодизайна.

У нас намечается разработка и других стандартов, в частности, совместно с ассоциацией АВОК, которые будут направлены на решение этих же проблем.

Проект проводит разработку методик, информационных материалов, обучения, работу с производителями в области маркировки энергоэффективности. Охвачены обучением более 4 000 человек. В основном обучение проводилось на вебинарах НП «АВОК», а также в тренинговых центрах Мосэнергосбыта и др.

В качестве пилотного региона выбрана Москва. Маркировка энергоэффективности широко используется в Москве для целей сокращения потребления энергетических ресурсов. Городское правительство вопросам энергетической эффективности уделяет серьезное внимание. Работы будут продолжены во втором пилотном регионе – Нижегородской области.

 


Профессиональное сообществоЗелёное строительство